Паранойя как стиль жизни?

Два Михаила, Ильин и Феничев, а также Александр Зайцев – вот и весь состав группы 2H Company. Это странное, на первый взгляд, название расшифровывается довольно просто: за двумя буквами „H“ скрывается английское выражение hip-hop (которое звучит, поучают нас музыканты в треке „Огурец мозга“, как хип-хап). Поэтому неудивительно, что самое большое влияние на стиль группы оказали рэп-исполнители. Послушать только композицию «Культиватор» – там и Баста Раймс, и Kool Keith,и даже Beastie Boys (не забудем и про Bjork и Aphex Twin, которые тоже проскальзывают в текстах – они хоть никогда и не читали хип-хап, но сильно повлияли на звучание 2H Company).

Но музыканты не забывают и про литературу, зарубежную и русскую, как настоящие охотники за талантом из «Культиватора» они нагоняют тех авторов и те произведения, которые перекликаются с их абсурдным, деформированным миром. Больше всего, кажется, музыканты любят научную фантастику и самого параноидального её представителя Филиппа Киндреда Дика – это по его книгам сняли фильмы «Бегущий по лезвию бритвы», «Вспомнить всё», «Помутнение» и некоторые другие, а участники 2H Company назвали песню его именем. В романах Дика ни читатель, ни персонажи (ни сам автор, кажется иногда) не могут быть ни в чём уверены: обычный герой у Дика – это двойной-тройной-и так далее агент, который уже сам не знает, на кого он работает, так сильно всё смешалось. Идеальный кандидат в такие агенты – это майор Паранойя из одноименного трека группы.

Музыканты, кстати, находят и более прозаическое объяснение тому, почему в глазах их персонажей мир так искажается – это наркотическое опьянение. Майор вот, например, внедрился в какую-то тайную группу, чтобы опробовать каннабиноиды. Эта же тема возникает и в треке «Сорокин-трип». Разобраться в том, что в нём происходит ни на слух, ни даже глядя в текст нельзя, если не знать, что источник сего происходящего – это рассказ Владимира Сорокина «Достоевский-трип» (мелькает и его роман «Голубое сало»). В мире этого рассказа герои употребляют особые наркотики, которые переносят их в мир того или иного писателя – в этот раз в роман Достоевского «Идиот». За всем болезненным и пугающим антуражем рассказа можно рассмотреть проблему, которая заботит многих писателей пост-модернистов – так ли беспрекословно стоит верить литературе, которую кто-то (кто?), назвал классической, не может ли она в чьих-то руках стать опасной? Самый простой бытовой пример: за незнание классического текста можно получить двойку в школе или незачет в институте, поймать на себе косые взгляды «образованных» людей? И это только вершина айсберга, масштабы проблемы куда больше.

У Сорокина всё заканчивается не в пользу героев, ребята же из 2H Company скорее просто получают удовольствие от описания сумбура и психодела (добавим, что самые внимательные могут отыскать в треке «Полоски» намёк на ещё одного отца русской психоделической прозы – Виктора Пелевина). Впрочем, в юмористическом ключе они обращаются к этой проблематике в композиции «Превращение» – именно новелла Кафки оказывается виновником всех катаклизмов на Земле.

Напоследок скажем, что музыканты ещё и большие поклонники битнической литературы – как кажется, оттуда они и взяли тот несколько упрощенный образ дзен-буддизма, дух которого пронизывает многие их треки. Добавили они и много своего – тибетские монахи у них становятся партизанами, воюющими с китайскими захватчиками, а роман бывшего битника Роберта Пирсига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» превращается в «Дзен и искусство ухода за АК-47».

Текст: Максим Лепехин

Вам понравится

Оставьте комментарий