«Бакенбарды»

В статье, посвященной группе 2H Company, мы уже задавались вопросом, который тревожит многих современных писателей, поэтов и, как мы увидим сейчас, режиссеров: так ли невинна классическая литература, может, она не только учит разумному, доброму и вечному, но ещё и способна нанести вред? Такое мнение чаще можно услышать о шокирующей или, как это принято называть, трансгрессивной литературе – о Берроузе, Генри Миллере, Хантере С. Томпсоне, об Уэлше, Паланике и Эллисе. Но Юрий Мамин, режиссер фильма «Бакенбарды», демонстрирует, что даже (и в первую очередь) наследие Пушкина может буквально превратиться в трость со свинцовым шаром на конце, которой очень удобно крошить черепа.

Поначалу никакого Пушкина нет и в помине: первые кадры фильма – это такой дикий панк-карнавал. Оказывается, это вышла на прогулку группа «Капелла», которая славится своим разнузданным поведением и презрением к любым табу и запретам. Это только потом в город прибывают Виктор и Александр, наряженные по моде XIX-го века, с бакенбардами, как у Александра Сергеевича. Они решают навести в городе порядок и расправится с Капеллой, насадить правильную культуру. Для этого они используют «Бивней» – местных мордоворотов, которых они обряжают во фраки и плащи и учат любить Пушкина. Очень скоро их поведение начинает напоминать фашистский проект: у новоявленных пушкинцев появляется своя форма, лозунги им заменяют строчки из стихотворений, по улицам маршируют отряды Пушкин-югенд. Одним словом, прикрываясь Пушкиным, Виктор и Александр сколачивают себе банду, услугами которой рады воспользоваться нечистые на руку политики.

Фото с сайта Afisha.ru

«Бакенбарды» – это фильм-сатира, фильм-гротеск, с одной стороны, он понятен интуитивно, с другой же, для его лучшего осмысления важен контекст. Общество пушкинцев – это злая пародия на членов общества «Память» – националистической организации, которая в том числе преследовала неугодных ей писателей, музыкантов и режиссеров. Творчеству своих современников они противопоставляли «богатое наследие русской национальной культуры», а на самом деле – упрощенные и тенденциозно прочитанные произведения XIX века. Так и в фильме Пушкин – только ширма, пустышка, от него остаётся лишь фраза «Пушкин – наше всё», которой можно заменить знакомство с поэзией и прозой Александра Сергеевича. Пушкин в фильме выдумывается – Виктор, например, читает строки из его «ненаписанных» произведений; Пушкин настолько ничего не значит, что, немного поработав шпателем, его бюст можно получить из бюста Ленина, как это происходит в одной из сцен.

Фильм снят уже почти тридцать лет назад, но и сейчас его полезно посмотреть, чтобы научиться понимать, где Пушкин, а где – чьи-то интересы. К сожалению, за тридцать лет мало что изменилось, и Пушкиным и по сегодняшний день пытаются, например, оправдать войну, как это делает Захар Прилепин в своей последней книге «Взвод».

Текст: Максим Лепехин

Вам понравится

1 Комментарии

Lesia 30.08.2017 at 14:51

очень любопытная тема, подталкивает к раздумьям, спасибо

Reply

Оставьте комментарий