Маяковский-Родченко. Советский бренд

Искусство в России, говорят, погибло под колёсами советского агитационного поезда с конечной остановкой «Диктатура». Спорить с этим довольно тяжело, ведь искусство в чистом его проявлении действительно было убито ещё в 1905 году статьей В. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Однако именно советская литература, объединившись с советским изобразительным искусством, стала фундаментом для рекламы, существующей в России сейчас.

Шёл 1913 год. Уже была дана «Пощёчина общественному вкусу», и отплывал тот самый пароход, с которого футуристы вот-вот сбросят Пушкина, Достоевского и Толстого. Молодые, пылкие, категоричные Владимир Маяковский и Давид Бурлюк вдохновляли всё больше людей искусства смелостью и убедительностью своих речей и наживали всё больше врагов. В это же время, Александр Родченко, в будущем центральная фигура русского конструктивизма, учился в художественной школе и начинал увлекаться идеями Малевича.

Литература вмешалась в мировоззрение Родченко именно в тот год: художник посетил выступление Маяковского и других поэтов в рамках турне футуристов. Маяковский — дерзкий  двухметровый оратор, рупор нового искусства — будем справедливы, вообще мало кого оставлял равнодушным в отношении своего творчества и себя лично, и Родченко оказался в числе тех, кто выступлением вдохновился. Художнику идея футуризма была близка, и «сошёлся» он с ней, видимо, в удачный для себя момент поисков — это послужило началом для создания прочного советского дуэта Слова и Графики.

Они были не просто друзьями, помощниками и коллегами: Александр Родченко коллекционировал всё, что было связано с новой поэзией, футуризмом, «питался» и воодушевлялся этим, а Владимир Маяковский, в свою очередь, относился к Родченко как к человеку, который способен раскрыть мир будущего, рассказав о рациональности и эстетике конструктивизма, показав возможности современной фотографии.

Агитационные рекламные плакаты, созданные дуэтом Маяковского и Родченко, были результатом удивительно удачного соединения минимализма и меткого стихотворного слова, взаимопонимания двух художников и хорошей иронии. Ни о какой высокой поэзии, естественно, речи идти не могло, да и о не высокой она шла только лишь благодаря рифме – тем не менее, в каждом стихотворном лозунге, даже если он без подписи, не так сложно узнать слог Владимира Маяковского. Своеобразную иронию добавляло в эти плакаты то, что каждый рекламный слоган походил на краткий манифест. «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко» превзошел «Окна РОСТА», роль которых была велика в становлении советского изобразительного искусства, и именно он может рассматриваться как символ времен НЭПа.

1923 год. Реклама Резинотреста

1923 год. Реклама ГУМа

Дуэт Маяковский-Родченко стал настоящим брендом, только слово это в тот период существовало пока только в облике латиницы. Но оно бы точно подошло под слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме», располагающийся на плакатах вместе с симметричными надписями «Маяковский» и «Родченко».

Реклама Моссельпрома

1925 год. реклама Моссельпрома

Александр Родченко помимо рекламы создавал обложки для журнала «ЛЕФ», который выпускался под редакцией Владимира Маяковского и боролся «…с декадентством, с эстетическим мистицизмом, с самодовлеющим формализмом, с безразличным натурализмом за утверждение тенденциозного реализма, основанного на использовании технических приемов всех революционных художественных школ» (Издательский план журнала «ЛЕФ»).  Также он был автором фотомонтажей, которые затем уже были неразделимы со сборником стихотворений Маяковского «Про это».

Самый яркий пример советской рекламы был создан непревзойденным дуэтом двух художников и вдохновлён именно литературой, именно идеями футуризма, «сработавшимися» с конструктивизмом. Безусловно, об эстетической и художественной ценности этих рекламных плакатов можно, мягко выражаясь, спорить. Однако в их ценности культурно-исторической, точном их попадании в недолгую жизнь сферы советского «маркетинга» и влиянии на изобразительное искусство и рекламу сомневаться можно вряд ли.

Текст: Марина Тихомирова

Вам понравится

Оставьте комментарий