Парфенон 21 века

Против гонений и вопреки цензуре: рукописи, может быть, и горят, но восстают из пепла, чтобы гордо вознестись над местом, где их пытались уничтожить.

Каждые пять лет немецкий город Кассель превращается в одну большую площадку с произведениями современного искусства. «Документа» («Documenta»), а именно так называется эта выставка, в 2017 году состоялась уже в 14-ый раз. Она была основана в 1955 году немецким художником  Арнольдом Боде как своеобразное воскрешение авангардистских выставок в Германии, традиция которых была прервана нацистами. Особенностью «Documenta» этого года стало проведение сразу на двух площадках — в Германии и Греции. Тема  – «Учиться у Афин».

Самым масштабным экспонатом выставки стало творение аргентинской художницы Марты Менухин. Вместе с помощниками Менухин возвела в центре города копию греческого Парфенона – те же 10 м. в высоту и площадь 70 на 30 м., вот только состоит величественное сооружение из книг. Более 100 000 экземпляров, обернутых пластиком для защиты от дождя, прикрепили к стальному каркасу, оборудованному подсветкой. Материал для строительства – 170 произведений, когда-либо запрещавшихся в разных странах мира. Среди них – Библия, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «На Западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Превращение» Ф. Кафки, «Приключения Тома Сойера» М.  Твена, «Сатанинские стихи» С.  Рушди. Список подготовили студенты из Университета Касселя. Остальные издания приносили и крепили к металлической конструкции добровольцы. Выбор места для инсталляции не случаен – именно здесь, на центральной площади города в 1933 году нацистами было сожжено несколько тысяч книг, не прошедших цензуру. Единственным «изгоем», которому не суждено было стать частью этого арт-объекта по понятным причинам, оказалась самая знаменитая запрещенная книга – «Майн Кампф» Гитлера.

Фото с сайта novate.ru

Основной посыл своего творения сама создательница объяснила как сопротивление политическим репрессиям. Парфенон в качестве формы арт-объекта был выбран потому, что это здание – один из древнейших символов первой в мире демократии. И хотя идея Парфенона из книг не нова – сама Менухин уже строила подобный храм в Буэнос-Айресе в 1983 г., арт-объект привлек к себе немало внимания. Выставка открылась 10 июня и завершилась 17 сентября 2017 года. После её окончания храм разобрали, а книги раздали всем желающим.

Текст: Юлия Чурилова

Вам понравится

Оставьте комментарий