13 причин почему необходимо учить школьников терпимости

«Надеюсь, вы готовы к тому, что я сейчас расскажу. Это будет история моей жизни, точнее, история о том, почему эта жизнь неожиданно оборвалась. И если вы слушаете эти записи, значит, вы — одна из причин произошедшего»

Джей Эшер «13 причин почему»

Эти слова принадлежат Ханне Бейкер — школьнице, совершившей самоубийство. На 7 кассетах девушка записала аудиозаписи, в которых объяснила, почему решила уйти из жизни. Для каждого, кто имел отношение к её поступку она выделила по одной стороне кассеты, и, таким образом, каждый виновный знал, что рано или поздно на одной из кассет прозвучит его имя. В течение всего сериала мы вместе с главным героем Клэем Дженсеном распутываем клубок событий, повлекших за собой такие ужасные последствия.

История может найти отклик в любых сердцах, так или иначе переживающих трудности в школе и других альма-матер. Буллинг, или по-нашему травля, в навязанных коллективах, таких как группа одноклассников в школе или одногруппников в университете, к сожалению, нередкое явление, тем более в пубертатный период и около него. От этого страдают обе стороны – как агрессор, который, с детства являясь поклонником унижений слабых и зарабатывания авторитета с помощью силы, обрекает себя в будущем на разрушение тесных доверительных взаимоотношений с близкими людьми, а также остаётся заложником своей репутации, что не даёт ему шанса резко изменить импульс своей жизни в лучшую сторону, так и жертва, у которой отсутствие доверия к людям диктует свои правила во всех сферах жизни. Обычно, если в детстве человек подвергается давлению, будь оно даже единожды или минимально, то чаще всего во взрослой жизни таким людям тяжелее развивать тесные социальные связи, они становятся закрытыми и безынициативными.

Именно проблемы пост-буллинга и раскрываются в сериале, выпущенном не так давно компанией Netflix, по одноимённому роману Джея Эшера «13 причин почему». Сериал с очень сочной и приятной картинкой ввинчивает зрителя в события сразу и бесцеремонно. Всё, что мы пока знаем – в школе траур, девушка покончила жизнь самоубийством и никто не знает почему, ведь она всегда казалась позитивной и сияющей личностью. Всё начинает проясняться, когда Клэй Дженсен находит на крыльце коробку из-под обуви, на которой в качестве адресата обозначено его имя. Когда он включает кассету под номером 1, мы понимаем, что смерть Ханны – не импульсивное подростковое решение, а цепочка событий, которые помогли ей принять это решение с полным чувством осознанности.

Фото с сайта tumblr.com

Цветокоррекция в картине построена таким образом, что все события, происходящие в момент после смерти Ханны отдают холодными, синими оттенками, моменты же флэшбеков более насыщены и по оттенку намного теплее. Все эпизоды имеют название «Tape(1-7), Side(A-B)», что даёт каждой серии возможность быть самостоятельной историей об одном из тех, кого Ханна назвала причинами своей смерти.

Музыка в сериале подобрана идеально и преимущественно состоит из жанра инди. Чего только стоит композиция «The Night We Met» исполнителя Lord Huron, под которую танцуют Ханна и Клэй на школьном балу.

Фото с сайта mensxp.com

О Клэе Дженсене

Клэй, как и все остальные «причины», ученик старшей школы Либерти, летом он устроился на работу в кинотеатре Крестмонт, где и познакомился с Ханной Бейкер.

Главный герой обладает интровертивным характером, а с каждой новой кассетой становится и вовсе депрессивным.

Из всех, кто присутствует на кассетах, Клэй мало причастен к смерти Ханны, но тем не менее ему очень тяжело даётся слышать её голос и в частности его кассету (Tape 6, Side A).

По ходу истории начинает казаться, что Клэй был безответно влюблён в Ханну, но на его пути всегда стоял кто-то другой, так что ему так и не удалось поведать девушке о своих чувствах.

Клэй Дженсен – единственный присутствующий на кассетах, пытающийся предать историю огласке и наказать всех виновных в смерти Ханны Бейкер, за что и наживает себе врагов в лице остальных 12-ти «причин».

О Ханне Бейкер

Ханна с родителями переехали в Крестмонт, где ее отец открыл небольшую аптеку. Кроме подруги Кэт, она никого не знает в городке, но вскоре и Кэт переезжает в другой город, и Ханне предстоит найти новых друзей.

По характеру Ханна остроумная, весёлая, легко находящая общий язык со всеми девушка. Даже в записанных ею аудиозаписях слышны нотки сарказма и самоиронии, и кажется, что её вряд ли что-то может сильно задеть. Именно из-за своей доверчивости новенькая в Либерти становится объектом шушуканий и насмешек, так как Джастин Фоли – популярный и обаятельный баскетболист, пригласив её на свидание, распустил слух о том, что Ханна – доступная девушка. С этой истории началась цепная реакция остальных неудач в отношениях с другими причастными к её смерти людьми.

С каждым флэшбэком можно обратить внимание, как плавно меняется настрой Ханны и как сложно теперь ей доверять людям: она становится мрачнее, ранимее. В наиболее переломный момент Ханна решает, что больше никто не причинит ей боли и записывает кассеты, вместе с ними составляя метки ключевых мест в её истории на карте города Крестмонт.

Фото с сайта weheartit.com

«Ты не можешь изменить будущее

Ты не можешь исправить прошлое

Ты можешь только слушать»

− говорит Ханна на одной из кассет. Кто знает, как изменилась бы её жизнь, если бы хоть один из людей заметил её страдания, если бы Клэй признался в своих чувствах, если бы окружающие не боялись за свою репутацию, если бы сама Ханна вовремя поделилась со своими близкими или кто-нибудь из списка проявил сострадание к ней. Но ничего из этих «если бы» не случилось, так что и вправду остаётся только слушать.

Наш мир определённо немного приблизился бы к идеальному, если бы люди были чуть более внимательными к окружающим, общались с теми, кому трудно сделать первый шаг, поддерживали тех, кого никто не поддерживает. Собственно, произведение «13 причин почему» и даёт нам несколько уроков, которые обязан применить к своей жизни каждый:

Нельзя смеяться над людьми, каким бы не казался повод идеальным для шуток – это может серьёзно навредить объекту насмешек.

Всегда нужно стараться держать своё слово, как бы трудно это ни было. Либо не давать обещаний вовсе, потому что порой те, кому мы обещаем, сильно на нас полагаются.

Не стоит доверять все свои секреты друзьям, иногда полезно оставлять свои сокровенные мысли при себе.

Не всегда то, что мы видим является неопровержимой правдой. Прежде чем составить своё мнение о ситуации, стоит научиться быть сторонним наблюдателем и не делать поспешных выводов.

Быть осторожнее в словах и действиях. Ведь часто на эмоциях мы можем сказать слишком много, можем ранить людей и уже не заслужить доверия с их стороны.

Не молчать, если твоё слово может что-то изменить. Так же, как и слова, молчание тоже может навредить. Тому, кому нужна твоя поддержка может посчитать, что тебе всё равно.

Будь честен как с людьми, так и с самим с собой. Выражай свои чувства, пока не поздно. Ведь идеального момента может никогда не наступить.

И наконец, самоубийство – не выход. Иногда может казаться, что всё слишком плохо, чтобы найти другой путь. Но это не так. Другой выход есть всегда, и близкие люди могут помочь, если дать им шанс это сделать.

Текст: Анастасия Старчевская

 

 

Вам понравится

Оставьте комментарий