Ведьмино счастье

«Ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!»

М.А. Булгаков

Мистика во все времена притягивала к себе людское любопытство. Оборотни, приведения, черти, ведьмы и прочая нечисть появлялись в мифах, народных сказках и легендах, зачастую выступая основным антагонистом. Отечественные писатели, разумеется, без внимания эту тему не оставили. Образ мистической колдуньи стал для многих самым запоминающимся среди всевозможных олицетворений демонической силы в русской литературе.

Пожалуй, одна из самых ярких героинь-ведьм была воссоздана именно М.А. Булгаковым в его знаменитом романе «Мастер и Маргарита». Только в этом произведении девушку, заключившую сделку с сатаной, на первый взгляд сложно считать истинным воплощением зла. Перед нами вовсе не внушающая страх героиня, вроде мачехи-ведьмы из «Майской ночи, или Утопленницы» Гоголя.  Этим и притягивает образ женственной, но при этом храброй и сильной духом Маргариты. Она же становится ведьмой ради любви. Можно ли в этом случае говорить о воплощении зла в чистом виде?

Если обратится к экранизациям мистического произведения, то можно узнать, что их существует несколько, но отзывы к каждой весьма противоречивы. Одним из самых популярных стал сериал Владимира Бортко, в котором образ Маргариты воплотила Анна Ковальчук. После этой роли на актрису обрушилось значительное количество критики, в том числе были не только замечания к актерской игре, но и обвинения в отсутствии в ее образе чего-то дьявольского, а иногда и в полном непопадании в Булгаковскую Маргариту, хотя внешние данные Ковальчук весьма схожи с книжным описанием ведьмы. Помимо недовольств, относящихся к подбору актерского состава, часто встречаются и претензии к атмосфере самого сериала. Некоторые эпизоды, которые при прочтении книги нагоняют тревожности, на экране преподносятся скорее с юмором, что смотрится довольно странно и выбивается из колеи повествования, в пример можно привести сцену в кабинете Римского после спектакля. Но в целом сериал не оставляет после себя отрицательного впечатления, ведь передать столь многогранный сюжет на экран – не самая легкая задача, поэтому от некоторых мелких проблемы и иногда проявляющейся затянутости плеваться не хочется.

Удивительно, что сейчас никто не берется за новое воплощение таинственного произведения в кино, ведь в последние годы экранизации русской классической литературы действительно набирают обороты.

Любимый многими роман сломал устоявшееся восприятие ведьмы и нечистой силы исключительно в виде антагониста, с которым борются силы добра. Верность и безумная любовь Маргариты к Мастеру восхищают. При этом ведьма способна испытывать сострадание и чувствовать боль других, о чем говорит эпизод с Фридой на балу сатаны. Но королева ночи безжалостна к врагу своего возлюбленного. Она будто растворилась в романе Мастера, не меньше, чем в нем самом, воспринимая критику творения любовника и на свой счет. Момент с погромом в квартире Латунского заставляет задуматься о том, что произошло бы, если бы хозяин оказался в это время дома: «Под счастливой звездой родился критик Латунский. Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!» Героиня, упиваясь удовольствием мести, наслаждается возможностями новой жизни, за которые во все известные времена можно было оказаться сожженной заживо. Однако, будучи переполненной гневом на обидчика Мастера, героиня все же мирно успокаивает ребёнка, а ведь доброта и жалость совсем не свойственны настоящей ведьме.

Примечательно и то, что в последней главе романа все герои обретают свой настоящий облик. Только вот Маргарита Николаевна своего преображения увидеть не может, следовательно, читатель тоже. Так не значит ли это, что оно и не произошло, а героиня изначально предстала перед читателем тем, кем на самом деле является. Она уже совершила свой выбор, стремительно вылетев в окно на метле, обретя невидимость и свободу, а ведь изначально она была несчастна, несмотря на замужество и материальную обеспеченность. Здесь и встаёт вопрос: а стала ли Маргарита способна на ведьмовское безумие только после договора с дьяволом или же приняла решение о продаже своей души еще до роковой встречи? Ведьмовское начало чувствуется в героине Булгакова с первых страниц, на которых она появляется. Сам автор романа называл ее ведьмой еще до дьявольской сделки: «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме?..»

Текст: Александра Халфина

Вам понравится

Оставьте комментарий