Тысячеликий герой

Бывают моменты, когда хочется просто поговорить о книгах. Взглянем на Oxxxymirona через призму отсылок к ним в его творчестве.

Oxxxymiron – феномен. И это не оценочное суждение, а непреложный факт. Странного вида паренёк, выросший в бедных районах Лондона, кардинальным образом поменял отношение масс к русскому рэпу. Именно благодаря ему жанр перестал ассоциироваться с культурой неблагополучных районов и стал ближе к думающей образованной аудитории, а среди рэперов вошли в моду начитанность и широкий кругозор. Теперь о рэп-баттлах говорят крупные книжные издательства, ориентированные на людей с большим культурным багажом интернет-порталы и даже консервативное федеральное телевидение.

Мирон стал основоположником и одновременно олицетворением происходящих с жанром перемен. Впервые он привлёк к себе внимание публики после невероятно успешного выступления на 14 Независимом баттле hip-hop.ru в 2009 году. За прошедшие 8 лет рэпер прошёл сложный путь от никому не известного андеграунд-исполнителя до звезды, собирающей стадионы. Такую большую популярность артист снискал благодаря своему яркому стилю, неотъемлемым атрибутом которого стали отсылки к самым разным литературным произведениям.

Oкси, судя по его творчеству, вдохновляется самыми разными книгами: от греческих мифов («Волапюк»: “В этот раз всё как раз, я не новый Прокруст”) и английской классики («Признаки жизни»: “Ждал, пока он станет жирным, как Фальстафф”) до антиутопий («Не от мира сего»: “Какой, б***ь, Олдос Хаксли? Ты что, не любишь этот дивный новый мир?”) и российской поэзии Серебряного века («Жук в муравейнике»: “Пей со мной, сука паршивая, пей со мной!”). Можно встретить в его творчестве отсылки к философии («Песенка гремлина»: “Боже, как же я себя люблю – Отто Вайнингер”) и даже к литературе по самосовершенствованию («Darkside»: “Желаю смерти пары редколлегий, пары рэп-коллег; я не Дейл Карнеги…”). Но в своём последнем (или крайнем, как будет угодно) баттле Мирон целый раунд посвятил одной книге — «Тысячеликому герою». Там он сказал: “Эта книга меня вернула; я осознал, что ещё живой…”. Чем же она так впечатлила столь начитанного человека?

«Тысячеликий герой» — это исследование американского специалиста по мифологии Джозефа Кэмпбелла, в котором он раскрывает и объясняет изобретённую им концепцию «мономифа».  Согласно ей, большинство мифов и вообще героических историй строятся по одному и тому же шаблону, причём схожесть прослеживается вне зависимости от национальных и культурных различий. Структура в самом упрощённом виде выглядит так: герой уходит из дома в опасное путешествие по незнакомому миру, проходит череду тяжёлых испытаний,  и возвращается домой другим человеком. Эта, казалось бы, простая формула сильно повлияла на искусство второй половины XX века, а «Тысячеликий герой» стал настольной книгой писателей и сценаристов.

Мирон не относится ни к тем, ни к другим, но работа Кэмпбелла его всё равно заинтересовала. Тому есть простая причина. Мирон и сам – одна из реинкарнаций тысячеликого героя.

Фото с сайта http://oxxxymiron.com

В баттле рэпер говорит об этом почти прямо. Но мы не будем останавливаться на этом. Мы с вами заглянем несколько глубже.

В центре мономифа как концепции стоит путь героя. Кстати, в книгах по сценарному мастерству (смотрите Дж. Фрэй,  «Как написать гениальный роман») этим словом обозначают изменения, которые происходят с протагонистом в результате описанных в книге или фильме событий. Даже если герой физически никуда не перемещается (действие может происходить в пределах одного небольшого города, деревни, даже одного дома), он проходит этот самый путь от одного состояния к другому.

Образ пути имеет очень большое значение для Oxxxymiron’a. Ему, как эмигранту с тяжёлой судьбой, тема скитаний, как духовных, так и физических, невероятно близка. Его жизнь похожа на мономиф: он в раннем возрасте уехал из страны, жил в чужой культуре, подвергался унижениям со стороны сверстников, потом нашёл себя в музыке, победил свою неуверенность и почувствовал силы вернуться – но уже артистом, на голову превосходившим всех конкурентов.

Похожие темы затрагивались в творчестве Мирона и раньше, но он, возможно, не находил правильных слов. Если послушать его песни, можно заметить, что он очень часто ссылается на произведения Толкиена («Больше Бена»: “Какой тут Мордор, Шир?”; «Биполярочка»: “Те, кто на шее кольцо проносит и бросит в жерло”; «Мысли пачкают мозги»: “…ближе были Бильбо да Саруман”), которые и являются чистейшими мономифами. Он сам отмечает своё сходство с героем «Властелина колец» в баттле с ST: «А я как хоббит — Фродо Бэггинс, из романа колец.
Я дойду до цели, хотя я н***я не храбрец».

В соответствии со структурой мономифа выстроен и недавний «Горгород», в лирическом герое которого, к слову, также считывается образ Мирона. Писатель Марк получает призыв к приключениям («Кем ты стал»), отвергает его («Всего лишь писатель»), встречает любовь («Девочка-п***ц»), всё же осмеливается войти в неизвестный мир («Переплетено»), ввязывается в опасную схватку (где-то между «Накануне» и «Словом мэра»), терпит неудачу и в конечном итоге после череды испытаний возвращается к положению популярного писателя, но теперь уже далёкого от политики («Башня из слоновой кости»).

Жизненный путь самого Окси был тернистым, но привёл его на рэп-Олимп. Практически в прямом смысле слова, кстати – 6 ноября рэпер проведёт концерт в «Олимпийском», и в фан-зону билетов уже месяца три как не достать. Очередное испытание пройдено. Однако герой не может остановиться на одном побеждённом драконе; ему нужно «в путь-дорогу заново». И идёт вперёд он «не потому, что качок и боец, а потому, что не может иначе».

Текст: Сергей Карпов

 

Вам понравится

Оставьте комментарий