О «Took Book» с «LiveLib»

Представляем вашему вниманию интервью с генеральным директором сайта «LiveLib» Никитой Петрушиным о новом проекте «Took Book» издательства «РИПОЛ-классик» (ранее вам уже рассказывали про него). Поговорили о необычности проекта, о возможных интригующих тематических подборках и тренды книжные затронули.

Как в «LiveLib» отнеслись к сотрудничеству с «TookBook», ведь вы главный информационный партнер проекта?

Нам было очень интересно, потому что проект сам по себе уникален, до этого не было чего-то похожего. Есть определенный вид подборок, когда люди собирают свои коллекции у нас на сайте, составляют подборки книг, которые они хотели бы прочитать, которые они могли кому-то порекомендовать, по большей части и рекомендуют. А здесь такая ситуация, когда издательство собирает книги, которые, возможно, будут интересны, и они таким небольшим пакетом продают, дарят. Это интересно, потому что по большей части это новинки, которые могут заинтересовать людей.

Получается, что «TookBook» первопроходцы, подобных литературных проектов еще не было?

Непосредственно по такому формату я не видел ни разу. А по подборкам: большинство издательств продвигают свои книги, возможно, делают какие-то раздачи. Эти раздачи одной книги. Соответственно, у «TookBook» это подборка, несколько книг, которые складываются в красивую обертку и преподносятся.

Они новаторские в том плане, что у них именно тематические подборки.

Да. Сейчас они, насколько я знаю, делают про детскую литературу (первая подборка – “Книги для любого возраста – прим. ред.).

Говоря о самих коробках. Сейчас существует множество проектов лутбоксов/луткейсов, связанных с поп-культурой, когда люди получают тематическую коробку по фильму/сериалу/игре/комиксу и не знают, что в ней. Как Вы считаете, могут ли подобные книжные проекты конкурировать с ними?

Здесь немного разная аудитория. Стоит понимать, что кино, музыка, игровой сегмент – это другой уровень, человек там больше вовлечен в процесс. Сериалы смотрит каждый второй. А книга – что-то индивидуальное. Хоть у нас и говорится, что мы – одна из самых читающих стран мира, но, к сожалению, людей которые готовы прочитать и что-то сделать после: написать рецензию, рассказать, посоветовать, описать автора, таких не очень много. Отталкиваясь от статистики нашего сайта, мы видим определенное ядро людей, которые готовы это делать не потому, что мы им за это платим, а потому что им самим хочется всё это упорядочить. Поэтому если сравнивать книги и развлечения, книга – с одной стороны тоже развлечение, но все-таки она имеет свою индивидуальность. Читая книгу, видишь те кусочки, которые связаны с тобой, а когда смотришь фильм – пытаешься расслабиться, получить удовольствие. Сравнивать, наверное, можно. Но скорее всего это интересно небольшому сегменту людей, которые отслеживают мир книг, занимаются упорядочиванием личных библиотек.

То есть литература пока не может тягаться с поп-культурой.

Интересный вопрос. К сожалению, тех же комиксов и людей, которые их читают у нас в стране небольшая часть. Последнее время хорошо развивается «Comic-Con», но там нет такого прироста как в игровой индустрии, в киноиндустрии. Развитие будет, но оно не будет взрывным.

Возвращаемся к литературе. «TookBook» специализируется на подборке художественной литературы. А нон-фикшн может выстрелить в таких проектах?

Нон-фикшн в этом плане очень интересен. Отталкиваясь от выставок, на которых мы бываем – ММКВЯ (Московская Международная Книжная Выставка-Ярмарка – прим. ред.), Нон-Фикшн. У Нон-Фикшна динамика положительнее, чем у ММКВЯ. Я это связываю с организаторскими задачами. Потому что информирование на ММКВЯ немножко хромает, и не все топовые издательства приезжают. А на Нон-Фикшн стараются люди приезжать. В принципе, Нон-фикшн последние несколько лет становится востребованным. Люди хотят не только читать, но и развиваться.

На нон-фикшне и очереди больше.

Да, намного больше. Намного больше авторов приходят. А на ММКВЯ, опять же, приглашают топовых авторов, но из года в год они одни и те же.

Да и ММКВЯ выглядит немножко старомодно.

Ну что значит старомодно? Там делаются новые стенды, красиво, очень интересно. Мне нравится стенд у издательства “Лабиринт”, очень красиво делает Азбука. Они книги не продавали в этом году, у них был co-working. Детская литература там очень заметна – много красивой было представлено. А если брать, допустим, место, где все проводится – ВДНХ, оно известно, на слуху. И помещение намного больше – вместимость и проходимость людей больше чем в ЦДХ (Центральный Дом Художника – прим. ред). В плане каких-то ощущений, ММКВЯ выигрывает по сравнению с Нон-Фикшном. Ты попадаешь в помещение, пропитанное культурой, стариной. Все эти полы деревянные, замечательная паркетная доска. Некоторые издательства там стараются показать себя – те же самые “Эксмо”, «АСТ», но там больше независимой литературы.

«TookBook», скорее, молодежный проект. Как Вы думаете, он может популяризировать чтение среди молодежи или у него лишь роль необычного подарка?

Популяризация может быть за счет того, что будут предлагаться очень интересные книги, которые будут в тренде у молодежи. То есть это нон-фикшн, интересные детективы.

А как вообще понимать тренды книжные?

Все же понимают, что молодежь любит читать с электронных книг. Немногие используют бумажную книгу. Это такие староверы. Они любят потрогать книгу, шелест ее страниц, любят запах типографии. Они выбирают отдельное время, когда приходят домой, дети ложатся спать, муж телевизор смотрит. Они уходят в этот мир и взахлеб читают. То есть, эти люди уже захвачены, и для них это будет как фан. Это такой подарок, который просто интересен. А молодежь привлекать за счет того, что это нечто необычное, креативное, внутри интересные книги. Плюс там крафтовый вид коробки, который в тренде. Молодежи это нравится, их это привлекает.  Привлечение – да. Но и внутреннее наполнение, про него не нужно забывать. Молодежь интересуется разной литературой, поэтому надо понимать какие книги могут быть интересны и какие книги нужно упаковывать в эти коробки.

Кстати о тематических подборках. Это же крайне субъективно, особенно в литературе. Как подобрать тематику, которая придется по вкусу большинству аудитории?

А здесь как раз пальцем в небо. У всех вкусы разные. На примере «LiveLib» могу рассказать такие случаи: у нас есть конкурсы, когда люди приходят и советуют три книги. А советуют жанры, которые ты никогда не читал. Вот ты фантастику не трогал – тебе могут посоветовать из фантастики, эзотерику не читал – что-то из эзотерики. Люди, когда участвовали в этом, после прочтения писали: “Блин, я не знал, что есть такой автор! Очень крутой, очень красиво пишет, мне понравилось”. Это другое направление, подборка – это всегда субъективно. Как вообще люди выбирают следующую книгу? Общаешься со своими друзьями, знакомыми, они тебе говорят: “Я читал такую-то книгу, возможно, она тебе понравится”. Наше сообщество собирает людей, которые могут посоветовать. Регистрируешься, получаешь рекомендации, после этого начинаешь знакомиться с людьми на сайте. А после понимаешь: этот пишет красиво рецензии, этот цитаты, этот интересно излагает свои мысли. Начинаешь с ними общаться, и они рекомендуют книги, которые, возможно, будут интересны для прочтения. А сказать о том, что “50 оттенков серого” кому-то понравятся… Ну, наверное, да. А кому-то нет. Поэтому, я надеюсь, что проект выстрелит. Но проведется анализ, и авторы будут понимать, какие книги интересны, какие писатели.

«TookBook» ориентируется на современную литературу. Насколько она сейчас популярна по отношению к классической?

Если вы зайдете к нам на сайт в топ популярных, вы увидите там всего Гарри Поттера. Его переплюнуть никто не может, его можно уже называть классикой.

Понятие классики размывается.

Да. Классическая литература, в том проявлении, в котором она была раньше, это больше школьная. А сейчас к классике можно отнести того же самого Гарри Поттера.

Вы уже обмолвились, что знаете тему дебютной коробки. Как Вы оцените выбор первой темы? Что бы Вы хотели там увидеть?

Я не знаю, на какую аудиторию ориентируется «TookBook». И не знаю, какие книги там будут. Я люблю фэнтези. Поэтому если там будет детское фэнтези… Мне понравились “Часодеи” – очень легко читается, и интересный сюжет. А из мира взрослого – Терри Пратчетта или Гудкайнда. Мне очень понравилось, несмотря на то, что это литература 18+. Есть некоторые сцены насилия и прочего, чего не хочется упоминать. Тем не менее, она читается довольно легко. Если бы кто-то из этих авторов был представлен, я бы с удовольствием почитал.

Говоря о 18+ литературе, её тоже следует подбирать или лучше избегать?

Здесь не угадаешь. Можно на любую книгу повесить 18+ и ее раскупят просто потому, что всем интересно. Элементарный пример —  “50 оттенков серого”, после того как книга вышла и приобрела популярность, кто угодно начал писать в такой же тематике БДСМ. И народ покупал, читал. Опять же, как эксперимент, посмотреть, как люди отреагируют. Наверное, было бы интересно. Понять, интересна ли людям такая литература? Хотя, конечно, интересна. Несмотря на то, что все очень не любили “50 оттенков серого”, в то время когда она была самой продаваемой, у нас на сайте она не была даже в топе. Но на эту книгу написано огромное количество рецензий. Самое интересное – самая низкая оценка с рецензии висит в топе. Людям понравилось – отзыв очень сильно критикующий книгу, но написан так красиво и так заманчиво, что думаешь: “может, взять и перечитать? может, я чего-то не понимаю?”

Возвращаясь к теме «TookBook», его внешнего вида. Как Вы считаете, важнее оформление или содержание?

50 на 50. Все-таки обертка глаз заманивает, но и внутреннее наполнение не должно уступать внешнему виду. Недаром же говорят: встречают по одежке, а провожают по уму. Здесь примерно такая же ситуация. Все красиво и замечательно, но если внутри будет лежать, простите, Дарья Донцова… Я считаю, что Дарья нашла свою аудиторию, пишет для неё и это замечательно. Но эта литература не заставляет думать, она для развлечения. Ни в коем случае не хочу обидеть эту писательницу.

Если подытоживать наш разговор. Чего «LiveLib» ожидает от сотрудничества с «TookBook»?

Я ожидаю, что к этому проекту подключатся больше издательств в первую очередь. Потому что разнообразие всегда хорошо, развитие должно быть у проекта. Соответственно, будут более интересные подборки. Будут привлекать разную аудиторию – от школьников до людей, читающих специфическую литературу. Люди будут дарить, потому что понимают – в коробках есть литература, которую хочется прочитать. Это как подборка, которую ты рекомендуешь. Если ты эту коробку кому-то даришь, то ты на 70-80 процентов уверен, что одна из книг точно понравится.

Вы бы сами удивились, получив такой подарок?

Я бы не удивился, но мне было бы очень приятно. Потому что и красивая обертка, и внутри книги, которые могут заинтересовать. Почему бы и нет?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вам понравится

Оставьте комментарий