«Балетный мир застыл, Гениальность связана с прорывом»

Какова будет ваша реакция, если мы скажем, что Ленский – душевный бард, Онегин носит малиновый пиджак, а убивает он своего друга в драке при помощи ножа? Думаю, вы уже заинтригованы, так что еще добавим: Татьяна выходит замуж за миллионера, а финальная встреча Татьяны и Онегина происходит в казино. И это балет. О Борисе Эйфмане.

Не раскрывая всего сюжета спектакля, стоит сказать о  главном – о человеке, который все это придумал и поставил, о Борисе Эйфмане. Громкое имя в мире хореографии, балета и театра. Борис Эйфман – это тот человек, который в своё время (1970 год) создал новый формат танца, а именно современную хореографию. Он не просто талантлив, он гениален – именно такого мнения о нём мир хореографии. Эйфман освободил артистов своего театра от пуантов, тем самым введя в танцевальную терминологию слово «беспуантовый балет» (не будет путать с «беспонтовым»). Это слово практически прямо говорит о главном принципе его хореографических постановок – свобода тела и души танцора.

В своих спектаклях Борис Эйфман использует всевозможные варианты передачи эмоций и характера того или иного персонажа. Так, в балете «Евгений Онегин» Татьяна представлена робкой, трепетной девушкой даже с помощью костюма: для неё было выбрано невзрачное платье весьма свободного покроя и блеклой расцветки. Её движения неловки, стопы завёрнуты, прыжки всегда легки и воздушны, словом, впечатление молодой, хрупкой, но в то же время полной энергии девушки создано идеально.

Фото с сайта: eifmanballet.ru

Сам Эйфман много раз повторял о том, что самое главное в его спектакле – это сопереживание зрителя, его сочувствие героям. А этих эмоций добиваются чувственной энергией артистов, а не строгими рамками классического балета. Отсюда и отрицание громоздких пачек, неудобных пуант и идеального подъема ног танцоров.

Возможно, в новом прочтении «Евгения Онегина» неудобно исполнять свою партию было лишь «генералу», за которого выходит замуж Татьяна. Борис Эйфман придал этому образу особую современность. Генерал трансформировался в миллионера, который всегда и везде носит тёмные очки, скрывающие его слепоту, и дорогие изысканные костюмы. В ночном клубе он влюбляется в Татьяну лишь эмпирически, совершенно не представляя её внешности и душевного мира. Именно генерал вытачивает из Татьяны светскую женщину, имеющую шарм и привлекающую к себе очень много внимания.

Фото с сайта: eifmanballet.ru

Особую современность хореограф вносит и в финал спектакля. Во времена, когда Пушкин написал этот роман, Татьяна была верна своему мужу по личным и принятым обществом нормам поведения замужней женщины. Сейчас же Татьяна боится тех, кто выполняет  приказы (порой жестокие) мужа, и общественное порицание. Интересный ход хореограф делает, показывая толпу (некую массовку спектакля) единым живым персонажем. Толпа всегда выражает эмоции, происходящие на сцене, что-то здесь есть от античного театра и его хора. В эпизоде драки Онегина с Ленским толпа выступает зачинщиком и провокатором, в казино толпа – это элитное общество современной России. То самое общество, мнение которого боится Татьяна.

Кроме свободы движений артистов и уникального видения классических произведений Борис Эйфман стал известен своей преданной любовью к творчеству Петра Ильича Чайковского, которая зарождалась с детства. Эту любовь Эйфман пронёс через всю жизнь. Несмотря на то, что хореограф всегда оригинально подходит к вопросу о музыкальном сопровождении спектакля (иногда, это рок-произведения), он остаётся предан своему кумиру и старается положить его музыку в основе спектаклей. Конечно, все постановки  (их более 40) не построишь на музыке любимого композитора, и Эйфман нашел решение этой досадной проблемы: он создал уникальный спектакль, в котором рассказывает историю Чайковского, его жизнь, гениальность, которая для Бориса Эйфмана неоспорима.

«Я всегда стремился понять, почему композитор, достигший огромной славы и полностью реализовавший свой дар, создавал столь трагичную музыку? Бесспорно, что главным источником мук, испепелявших его душу, стало гнетущее осознание собственной инаковости, трактовавшееся Чайковским как проклятие»

Так, летом 2016 года зритель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана увидел премьеру спектакля «Чайковский. pro et contra». Стоит сказать, что хореограф уже ставил этот спектакль в 1993 году, и он имел среди зрителей большой успех. Но спустя 23 года хореограф создает абсолютно новое прочтение своей же поставки. Он меняет буквально всё: добавляет к классической музыке ноты современного звучания, изменяет основу повествования (если раньше она заключалась в драматических событиях судьбы гения, то сейчас – это почти биографический дневник воспоминаний Чайковского), изменяет и название балета, добавляя к начальному «Чайковский» уточнение «pro et contra», что в переводе с латинского языка означает  «за и против». Другими словами – это две стороны одного начала. Хореограф объяснил такой выбор названия балета:

«Pro et Contra-это сама личность Чайковского, это его борьба между богом и дьяволом. Это и моё личное отношение к нему. Это тот акцент, который я хотел бы сделать в этом спектакле…»

Понять всю трагичность судьбы гения, проникнуться атмосферой создания шедевра и глубже узнать личную драму композитора – именно такие задачи перед зрителем ставит Эйфман, когда показывает свой спектакль. И всегда он добивается своих целей. Постановки хореографа всегда собирают полные залы театров по всему миру, а после финальной сцены зал наполняется овациями.

Заметим, что в этой статье мы рассмотрели лишь два балета Бориса Эйфмана. На самом деле их более 40, и основа каждого – классическая литература, и зарубежная (для нас) и отечественная.

Текст: Карина Сахибназарова

Вам понравится

Оставьте комментарий