Викторина

“Iphuck 10”, или сможете ли вы угадать, какие события 2016-2017 годов волновали Виктора Пелевина больше всего.

«-Скажи честно… Ты уже был когда-нибудь… Ну, с женщиной? Через айфак?

-Был в каком смысле? Онтологическом?

-Б***ь. Ты баб е***л раньше?»

Не узнали с первого взгляда этот неповторимый стиль, в котором слова «е***л» и «онтологический» способны уживаться в соседних строчках? Тем более у вас есть повод прочесть эту статью.

Каждая книга Пелевина — это настоящая загадка. В основном мы гадаем, сошёл ли Виктор Олегович с ума или пишет то, что пишет, абсолютно серьёзно. Он уже давно придумал идеальный рецепт своих романов. Для этого потребуется: создать фантасмагоричный мир, придумать простой сюжет и накачать произведение тонкими жизненными наблюдениями. Позволить им раскрыться через диалоги и лирические отступления. Приправить простым вульгарным языком. И можно подавать читателю!

Красная телефонная будка не просто так помещена на обложку

Фото с сайта: wp.mirai.com.ua

В его новой книге о проблемах бытия рассуждают (нередко — матом) два главных героя: литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович и искусствовед Маруха Чо. Первый расследует преступления и тут же пишет о них романы, вторая изучает искусство эпохи гипса, то есть примерно нашего времени (ах да, книга говорит о событиях конца XXI века). Маруха берёт Порфирия Петровича в аренду, чтобы узнать о судьбе нескольких интересных ей артефактов. Дальше рассказывать мы не будем, потому что считаем спойлеры вселенским злом.

Стилистически “Iphuck 10” — книга абсолютно пелевинская. В основе романа лежат длинные пространные рассуждения обо всём на свете. Сюжет, однако, имеет здесь большее значение, чем это обычно бывает у Пелевина. Благодаря этому роман читается легче, чем, к примеру, «Чапаев и Пустота», где 80% событий происходят в воображении героев.

Идейно же новинка — это сериал «Чёрное Зеркало» в книжном формате, только более ядовитый и чисто русский в том смысле, что говорит о России и её реалиях. Действие романа разворачивается в будущем, но пелевинское будущее — это доведённые до абсурда последствия произошедших за последние два года событий. А потому, без сомнения, внимание писателя сосредоточено на настоящем. Разговор идёт скорее не о том, что будет, а о том, что может быть, если всё и дальше будет двигаться так, как движется сейчас. И речь здесь не только об изменениях на политической карте мира.

Творчество Пелевина политизировано до крайности. Однако политики в новом романе меньше, чем в прочих. Но зато помимо неё затронуто множество социальных тем: роль и место искусства в обществе, проблемы социального неравенства, неприкосновенность частной жизни — всего не перечислить. И все они раскрываются в том числе с помощью совершенно бесчисленных отсылок как к классике, так и к современному искусству. Кажется, Пелевин, и без того обладающий огромным культурным багажом, посмотрел и прочёл почти всё, что вышло в последние несколько лет. И ещё успел добавить сверху пару книг известнейших философов. Впечатляет, однако.

Сатирой как молотом Пелевин проходится по трендам, господствующим в современном обществе. Каждый приверженец ныне модных течений получает по заслугам. Феминистка? Вот тебе официальный гендер «баба с яйцами». Против «Матильды» и за монархизм? Ну так назовём нашу страну «Богооставленной» и дадим ей императора. Любитель чрезмерной политкорректности? Тогда вставим в секс-куклу diversity manager, чтобы ты выбирал себе разнообразных партнёров. Читать об этом как минимум забавно.

Однако там, где мы видим сатиру, другие замечают консервативность. Трудно сказать, как всё обстоит на самом деле. Виктор Олегович не молодеет и, стало быть, может скатываться в старческое брюзжание. Так или иначе, к общественным движениям в поддержку самых разных меньшинств он относится с заметным скепсисом. Впрочем, когда новости об их деятельности уже буквально набили оскомину, понять его можно. Кажется, что он ни в коем случае не призывает притеснять меньшинства — он лишь за то, чтобы их свободы, как и свободы любых других социальных групп, имели свои пределы.

И всё же социально-политические взгляды Пелевина нас интересуют меньше, чем его писательские способности. А последние — превосходны. Пусть после первых двадцати страниц роман кажется напыщенным и несовременным, дайте ему шанс — он обязательно исправится. Да, «Iphuck 10» не взорвёт вам мозг так, как это сделал в своё время уже упоминавшийся «Чапаев и Пустота». Но пара приятных вечеров вам гарантирована.

Текст: Сергей Карпов

 

Вам понравится

Оставьте комментарий