Книга за или против?

Мастерство режиссера заключается в том, чтобы представить свою картину, как некий завершенный шедевр, пусть, даже если идея этого «шедевра» была позаимствована из другого источника. Но разве не должен «творец», опираясь на первоисточник, быть максимально близким к нему, и почему режиссеры лишь частично опираются на книгу?

В современном мире собственное видение «старого-нового» кинематографического шедевра – обычное явление. Классика или современная проза, лишь косвенно затрагивающие какое-либо произведение, могут повлиять не только на изменение основного содержания литературного произведения, но и на создание чего-то нового и кардинально отличающегося от «первозданного образца».

На примере небезызвестного сериала — «Игра престолов» рассмотрим противодействие авторской и режиссерской версий. Цикл романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» является той самой ступенькой, по которой мы будем подниматься, чтобы достигнуть осмысления изменения контекста. Стоит затронуть одну из самых жестоких частей из не менее жестокой саги – убийство родной дочери от рук самого Станниса. Здесь расхождение с книгой настолько велико, что меняет смысл заявленной трагичности.

Фото с сайта: gq.ru

Во-первых, Станнис не сжигал дочь для того, чтобы его армия  смогла двигаться дальше к стенам Винтерфелла (их, как мы помним, занесло снегом). Во-вторых, он не потерпел крах и не наткнулся на гуляющую мимо Бриенну Тарт. Наоборот, девочка вместе с матерью и Меллисандрой остались в Ночном Дозоре, а Станнис тем временем двинулся к стене, и даже сумел увеличить численность своей армии за счет горных кланов. Итог: он вместе с армией одержал победу над войском Грейджоя, потом застрял в снегах – на этом «книжная» история Баратеона закончилась, по крайней мере, Мартин больше о нем не писал.

Следующий пример – линия Сансы Старк. Насколько мы, увлекающиеся сериалом, знаем о том, что Санса была замужем за Рамси Болтоном, ровно насколько Джордж Мартин  сейчас улыбается: такой сцены не было вообще. Начнем с того, что замужем за Рамси была некая Джейни Пуль, которую в Королевской Гавани подловили Ланнистеры и под видом Арьи Старк отправили в Винтерфел. Более того, в ходе этого «преднамеренного обмана» Джон Сноу собирался вызволить из заточения свою сестру, но операция, которую возглавлял Манс (тоже удивительно, ведь в сериале сожгли другого человека) провалилась, и лишь после этого Теон вместе с Арьей  спрыгнули со стены и попали в армию Станниса.  Что касается Сансы – она живет в Орлином гнезде вместе с Петиром Бейлишем, который называет ее  своей дочерью, пока она благополучно примеряет на себя эту роль.

Фото с сайта: Lenta.ru

Авторы сценария – это те же самые художники-портретисты, которые пишут, исходя из внешних данных, но вкладывают в картину свой собственный отчетливый штрих. Заметят ли его зрители, поймут ли его, оценят – несомненный риск, на который идет каждый режиссер, а вот оправдается ли он  или же нет, зависит от его профессионального мастерства.

Так зачем режиссерам менять привычный ход действий? Автор «Игры престолов» отвечает нам на этот вопрос: «сериал – это сериал и иногда его продюсерам приходится сталкиваться с проблемами, которых у писателя  нет: бюджет, хронометраж, позволенное и непозволенное, исходя из формата и аудитории». И мы охотно с ним соглашаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вам понравится

Оставьте комментарий