Писатели сети

Полярный и Понкин. Интернет-писатель и интернет-поэт. Неужели и в сети есть новые Мартины Идены, или же наше время диктует новые правила и даёт авторам больше возможностей, а общество настолько любит простоту и доступность, что писателем называет любого, кто умеет писать слова?

Мы познакомим вас с прозаиком Полярным и поэтом Понкиным, которые творят в возрасте 22 лет и в социальных сетях уже с успехом носят звание писателей. Если говорить об общих чертах их творчества, то первое, что приходит на ум – это искренность по отношению к читателю, именно некая душевность и простота являются их отличительной чертой. Действительно, писатели не поднимают острых тем 21 века, не обсуждают в своих произведениях политику и не отличаются ярко выраженной общественной позицией, что часто выделяло тех самых классиков (может, тут и проходит трещина?)

Полярный и Понкин наоборот абстрагируются от злободневных тем и пишут о чувствах, как старые добрые сентименталисты (для красоты и живости сравнения без реального анализа позволили себе забраться столь высоко).

Александру Полярному удалось привлечь внимание аудитории «ВКонтакте», опубликовав лишь начало своей книги. А далее подействовала идея краудфандинга – добровольного пожертвования денег. За несколько месяцев аудитория Полярного собрала сумму, в 2 раза превышающую ту, что необходима для выхода книги. Мог ли Мартин Иден хотя бы подумать о таком варианте финансирования и сработала бы идея в то время – сомневаемся, и, конечно же, не потому, что ставим его сколько-нибудь ниже. Лишь спрашиваем себя: можно ли сказать, что в наше время читатель, так сказать, более лоялен?

Произведение «Сказка о самоубийстве», например, вызывает много противоречащих отзывов у читателей. Нашумевшие цитаты с интернета наподобие «Он подарил мне букет из 101 розы, а я не знаю, как ему намекнуть, что меня нужно брать едой» вызывают ажиотаж вокруг этой книги. Но что в ней есть, кроме цитат, гуляющих по просторам сети? В среднем, это оценка читателей 3,5 из 5, большие, очень большие вопросы к смысловой нагрузке повествования и восторженные, тем не менее, отзывы читателей-романтиков. Получается, всё, что сейчас нужно сделать писателю – это лишь найти свою аудиторию и заинтересовать её вполне сомнительным контентом (именно контентом, а не художественным произведением или какой-то там эстетикой, контентом). А дальше эта аудитория на свои уже деньги выпустит 5000-ый тираж книги, как и случилось у Полярного. Да, читатель не просто лоялен, а открыт, в прямом смысле, ко всему.

Конечно,  такие случаи не столь частая практика. Поэт Владимир Понкин обрёл свою популярность в интернете так же, как и Полярный: из-за постоянного цитирования срок его произведений. Но, в отличие от прозаика, Понкин расширяет границы своего творческого мира и устраивает поэтические встречи оффлайн, которые имеют успех среди аудитории. В свою очередь Полярный общается со своим читателем лишь через интернет, что, быть может, влияет и на возрастную аудиторию поклонников его творчества. И снова успех автора заключается в аудитории, которая его и выбрала. У Понкина – это те люди, которым истинное удовольствие доставляет органичное сочетание слов в строфе.

«говори всем вершинам спасибо, рахмет, либо эфхаристо,

открой для себя, что смысл в простом, и просто постой…»

Слова тут подобраны так, что, читая их вслух, думаешь «Да, и правда, неплохо». Действительно, стихи Понкина имеют некоторые привлекательные особенности. Нет, мы не пишем манифест о новых поэтах и даже, как видите, не берем на себя ответственность называть это словом поэзия. Но стихи Понкина – это не дурно, звучит очень гладко и услаждает глаз. В отличие от многих других.  

Просторы интернета переполнены совершенно бессмысленными текстами, творениями графоманов, выдаваемыми за талант и «новое искусство». И авторы их всё равно находят свою аудиторию, которая сама еще и платит за сомнительные строки (Черт знает, что их привлекает, судить мы не вправе), в итоге разлетающиеся по всей сети и занимающие ее значительную часть. Но, наверное, литература сети такой быть и должна, ведь даже коннотация у словосочетания «сетевая литература» не очень-то хорошая – это, как правило, что-то некачественное, проходящее. И популярность ее растет всё же под диктовку времени, времени любви ко всему доступному.

Но, несмотря на подобные тенденции интернет-писательского и интернет-читательского мира, крест на нем окончательно ставить не нужно. Понкин вот, например, очень даже ничего.

Текст: Карина Сахибназарова, Марина Тихомирова

Вам понравится

Оставьте комментарий