Это тетрадь смерти или дневник истеричного подростка?

Давайте поговорим об одном из лучших и старых аниме, которое до сих пор остаётся в почёте и ни на шаг не уступает свежевыпущенным картинам. А заодно обсудим недавнюю адаптацию от Netflix. Речь пойдет о «Тетради смерти».

Для начала стоит рассказать о первоисточнике любого аниме, а именно о манге. Манга – это, описывая простыми словами, японские комиксы. Но, несмотря на то, что манга развивалась под влиянием западных соратников, ей присущи специфические особенности. Например, рисунки, как правило, чёрно-белые и, в отличие от привычных комиксов, читаются справа налево. Также следует отметить, что в основу манги чаще всего ложатся истории, схожие с художественными произведениями, в то время как для популярных западных комиксов (если брать за основу комиксы Marvel и DC), поднимаются темы борьбы зла и добра, решают которые супергерои.  Манга очень популярна в Японии как раз за счёт своего разнообразия − её читают и взрослые, и дети. Часто, комикс, который становится наиболее востребованным, испытывают (читай: зарабатывают деньги), выпуская на экраны аниме, тогда становится ясно – who is the boss.

Так вот, «Тетрадь смерти» – это однозначно босс. Почему? Всё благодаря специфичному для аниме сюжету, оригинальной идее и хорошо прописанным персонажам. Это манга о правосудии, об утопическом мире без зла, о том, как власть стирает грани между хорошим и плохим. Что уж говорить, если о тетради смерти, как о концепции, знают даже те, кому вовсе не интересно аниме.

Психологический детектив (коим является ТС) имеет множество неожиданных поворотов и тонкостей в сюжете. Борьба умов главного протагониста Ягами Лайта и антагониста L действительно вяжет сюжет от серии к серии, от главы к главе,  очень просто раскрывая насущные проблемы подростков и не только, такие как самореализация, максимализм, нестандартность мышления и дружба. Взгляды главного героя очень пафосны и утопичны – он хочет истребить всех преступников на Земле и создать новый мир. Идея очень проста, а потому в добродетели Лайта не сомневаешься, до тех пор, конечно, пока от наделённой власти над человеческой жизнью ему не сносит голову.

Действие во всех источниках начинается с того, что школьник находит на школьном дворе тетрадь в черной обложке с заголовком «Death Note». Оказывается, что тетрадь «уронил» на Землю бог смерти Рюк, который заскучал в своем мире. Сама тетрадь смерти с правилами её ведения – это идеальный вариант для тех, кто никак не может начать вести ежедневник. Всё продумано, все пункты логичны и не противоречат друг другу, и предельно понятно − как убивать можно, как нельзя, кого и когда, в каких условиях и так далее.

Фото с сайта cdn.bukanaku.com

Ягами Лайт − подросток, лучший ученик школы, а потом и университета, обеспокоенный преступностью и её истреблением, и, очень кстати, оказывается сыном  шефа полиции, соответственно имеет доступ ко всей базе данных японской полиции. По ходу развития событий у Лайта появляются почитатели, которые провозглашают его Богом нового мира, или Кирой (от англ. killer).

L в аниме – бледный (скорее серый), с синяками под глазами от вечного недосыпа и жуткий сладкоежка, он растрёпан и мало беспокоится о своём внешнем виде, в отличие от своей безопасности и безопасности его группы.

С первоисточником разобрались. Так что же натворили Netflix и как им удалось разозлить преданных фанатов Death Note за полтора часа экранного времени?

Для начала, стоит заметить, что Netflix сами потопили этот корабль, заявив картину как полнометражку. Ведь одной части очень мало, чтобы раскрыть всю глубину этой истории, а убрав часть персонажей и поворотов сюжета, они буквально вырвали ей сердце. В итоге мы получаем картину больше напоминающую трейлер к фильму, чем сам фильм.

Что же по персонажам?

Лайт Тёрнер – студент-ботан и изгой типичной американской школы. Здесь всё по канону: и черлидерши, и накаченные футболисты, и буллинг слабых (о буллинге в школе и экранизации Netflix говорит здесь: http://ne-text.ru/2017/10/01/13-причин-почему-необходимо-учить-школь/). Лайт из адаптации отличается от японской версии. Он, хоть и преподносится зрителям, как особенный, умный, но это выражается только в его оценках, в остальном он – обычный подросток с насущными для его возраста проблемами (включая проблемы личной жизни). Зрителю вполне понятны его переживания, в отличие от Ягами Лайта, который был идеален со всех точек зрения и на всё имел ответ. НО. Даже для подростка у Лайта от Netflix страдает логика: он говорит, что не может рассказать о тетради в его руках, но, недолго думая, рассказывает первой же девушке, которая с ним заговорила; он говорит, что ни за что не воспользуется тетрадкой и тут же обезглавливает школьного задиру. В фильме вообще очень часто проскальзывают факты-пустышки, которые остаются «висеть на стене» как данность. К примеру, в тетрадке из фильма особое внимание уделяется правилам, но в течение сюжета они опровергаются так часто, что создаётся впечатление, что эта тетрадь вовсе не смерти, а, скорее, исполнения желаний, а Рюк – это джин.

Кстати говоря, именно Рюку в этой картине можно поставить плюс. В манге бог смерти чем-то напоминает домашнюю зверюшку: смеется и забавляется, а ещё ест яблоки и ходит за Лайтом попятам. В фильме с первых мгновений его появление не забавляет, а наоборот ужасает: он сверкает желтыми глазами в темноте, пугающе смеётся на фоне звуков грозы и резко появляется, когда камера приближается в темноту. Бог смерти здесь — настоящий подстрекатель, словно он заинтересован в б́ольшем количестве смертей, и притом, кажется, тетрадь ему только ради забавы, потому что и без нее он обладает силой убивать. А знаете, кто его озвучивает в оригинале?  Сам Уиллем Дефо, голос которого предает персонажу ещё больше мрачности в образе.

Фото с сайта pinsdaddy.com

Что касается девушки, которой Лайт, поломавшись, открыл свою тайну: её зовут Мия Саттон и она – прототип Амане Мисы из оригинала. Только создатели сделали её не такой легкомысленной и подвластной Лайту. Она смелая, независимая, не боится влезть в драку и более ответственно относится к тетради, чем Лайт – она готова на всё ради своей цели.

Основную часть фильма школьники просто развлекаются, смеются, целуются и убивают людей ради веселья. Они ообще не заморачиваются, забавляясь разнообразными способами убийства преступников. До тех пор, пока на них не обращает внимание лучший детектив из Японии – L.

В фильме L сменил расу, но это совершенно нормально, учитывая, что основные события происходят в Америке. Но персонаж L как гениальный детектив чрезвычайно некомпетен, и если школьнику Лайту можно простить некоторую необдуманность, то профессионалу своего дела – нет. К тому же совершенно нелепо в реальной жизни выглядит типичная для L сутулая походка, сидение, поджав ноги и неудержимая тяга к сладкому. Если в аниме гиперболизировать эмоции и происходящее – это нормально, то в фильме это похоже на переигрывание актёра, а не на особенность персонажа.

Фото с сайта ricedigital.co.uk

Несмотря на всё вышеперечисленное, всё-таки есть крупица хорошего в этом несчастном фильме. Отлично передана атмосфера: кадры очень сочные, хоть и мрачные, также интересно используются яркие акценты, что добавляет тому или иному действию особенный тон. Стоит отметить, что в фильме чётче прослеживается мысль о том, что убийство – не лучший способ строить идеальный мир, иначе среди добра и луж крови, ты останешься единственным злом.

К сожалению, авторы фильма не смогли из успешной манги сделать успешное по ней кино. На протяжении полутора часов повсеместно наблюдается небрежность сценария, непонятные стыки сюжета и, к несчастью, невпечатляющая игра актёров. Это выглядит так, как будто кто-то сделал ЭТО для галочки, без особого энтузиазма. Хотя, стоит признать, что при этом картина не хуже японских экранизаций.

Стоит ли смотреть? Если оценивать картину, сравнивая с оригиналом, и изначально смотреть через призму «было-стало», то, наверное, не стоит. Но, если вы готовы уделить время и дать шанс Netflix рассказать историю под их углом, то вы ничего не потеряете, а возможно даже приобретёте.

Текст: Анастасия Старчевская

Вам понравится

Оставьте комментарий