Роза красная

Как в одной песне перемешались сразу три литературных стиля.

Rammstein – символы металл-культуры. По крайней мере, в глазах (в ушах?) рядового слушателя. Брутальные немцы, каждый концерт которых больше похож на пиротехническое шоу, больше всего соответствуют образу стереотипного рокера — «тяжеловеса». Их тексты под стать их сценическому образу — мрачные, жёсткие, с ноткой безумия. Так, в «Du Hast» солист отрицательно отвечает на традиционные вопросы свадебной клятвы, в «Mein Herz Brennt» рассказывает детям о своём горящем сердце (Мизулина, не подумай ничего плохого!), а в «Feuer Frei» восхваляет боль и требует огня. Оставим в стороне комментарии по совсем уж неприличным «Pussy» и «Te Quiero Puta». При этом большинство песен группы написаны на немецком языке, отчего они кажутся ещё жёстче и мрачнее.

Не просто так говорят, что немецкий язык подходит для войны. А вот для любви, согласно известной мудрости, больше подходит французский. Но Rammstein не стесняются петь о любви на немецком. И как-то незаметно получается, что в их песнях любовь уже не отличить от войны: она такая же жестокая, несущая лишь горе и страдания. Сейчас мы говорим, конечно, о «Rosenrot».

Сюжет этой песни таков: влюблённый юноша по просьбе своей девушки пытается достать розу с вершины горы, но срывается, не добравшись до вершины, и падает в пропасть. Казалось бы, простенько. Но в основе этого сюжета лежит довольно большой пласт культуры, и основу его составляют литературные произведения. Эта история на самом деле объединяет фольклорные, поэтические и литературные мотивы.

Когда мы говорим о фольклоре, то на ум в первую очередь приходят сказки и легенды. И у горных народов есть множество историй, связанных с горными цветами и разрушенной любовью. Правда, речь в них в основном идёт не о розах, а об эдельвейсах — невероятно красивых цветках, которые теперь, к сожалению, находятся в Красной книге. По одной из легенд, одна неземной красоты девушка долго не могла выбрать себе жениха из двух братьев-близнецов и решила, что выйдет за того, кто первым принесёт ей эдельвейс. В попытке достать заветный цветок братья карабкались на гору, но один из них сорвался и нечаянно утянул за собой в пропасть и второго. Узнав об этом, девушка не вынесла горя и бросилась со скалы. Лейтмотив несчастной любви и падения отчётливо виден и в песне немецких рокеров.

Фото с сайта aven-play.ru

Эдельвейсы занесены в Красную Книгу.

Заметно влияние на Rammstein и классической немецкой поэзии, в частности, Гёте с его стихотворением «Дикая роза». Первая строчка песни — оммаж автору бессмертного «Фауста». Сравните сами: «Sah ein Knab’ ein Röslein stehn» у Гёте и «Sah ein Mädchen ein Röslein stehen» у Rammstein. Объединяет произведения и образ розы как символа любви и страсти. Кстати, если захотите прочесть «Дикую розу», читайте в оригинале или хотя бы в переводе на английский — российский перевод должен быть сожжён в доменной печи как оскорбляющий чувства любителей поэзии.

Что же касается литературной составляющей, то само название «Rosenrot» отсылает нас к сказке братьев Гримм о Белоснежке и Краснозорьке (не путать со сказкой «Белоснежка и семь гномов»!). Дело в том, что в оригинале Краснозорьку зовут именно Rosenrot. Это слово в немецком языке многозначное: с одной стороны оно обозначает просто розовый цвет, а с другой — оно иногда употребляется для описания чего-то или кого-то красивого, сродни русскому «красна девица». В песне оно употребляется в первом значении, а в сказке — во втором.

Рок-переосмысление этих историй получилось глубоким и символичным. В одной песне длиной в три куплета по четыре строчки каждый Rammstein затрагивают огромное количество вопросов. На что способен мужчина ради любви женщины? Какую власть имеет женщина над влюблённым в неё мужчиной? На какие безрассудные поступки человек готов пойти ради любви и куда они его приведут?

На эти же темы рассуждает и клип. В нём как бы раскрывается тема безумия любви. Группа бродячих монахов приходит в деревню, один из них влюбляется в девушку и по её просьбе убивает её родителей, однако и сам расплачивается за своё преступление жизнью. При этом об убийстве жителям деревни рассказывает именно его возлюбленная. Тёмная сторона любви — использование и предательство — предстаёт перед нами как она есть.

Rammstein вообще не пишут светлых и жизнерадостных историй — это просто не их тематика. Им интереснее исследовать потайную, страшную сторону внутреннего мира человека. Они — почти как Достоевский, но от мира музыки. Ждёт ли их бессмертие, как и прославленного автора? Увидим.

Текст: Сергей Карпов

Вам понравится

Оставьте комментарий