«Софичка» Киры Коваленко: о смирении, любви и безграничности времени

Дебютный фильм режиссера Киры Коваленко впервые был показан на 20-м кинофестивале «Темные ночи» (POFF) в Таллине, а в России  вышел в прокат с 23 ноября в сети кинотеатров «Каро». Картина «Софичка» снята по мотивам одноимённой повести Фазиля Искандера, произведения которого не экранизировали уже более 20 лет.

Ученица Александра Сокурова Кира Коваленко изначально планировала делать на основе повести дипломную работу, а в итоге получился полноценный режиссерский дебют. Повесть Искандера, действия которой происходят в небольшом абхазском поселении в период военных и послевоенных годов ХХ-го века, написана по-русски. Автор хотел, чтобы в фильме тоже звучала русская речь, но режиссер решила иначе – фильм снят полностью на абхазском языке и показывается субтитрами. В то время в этой местности люди не говорили на русском, а для картины в целом принципиально важна полная достоверность. Именно поэтому в массовых сценах снимались настоящие жители абхазских поселков, а главную героиню сыграла Лана Басария, для которой эта роль стала дебютной

Сюжет в тексте Искандера развивается от юности героини до её смерти, режиссер же отказывается от линейного повествования. В фильме же нет разделения на временные отрезки, которые сменяют друг друга, они сосуществуют, постоянно отзываясь друг в друге. Перед зрителями одновременно предстает двадцатилетняя Софичка, которая хочет жить, любить и быть счастливой, и пожилая Софичка (Циала Инапшба), пережившая войну и 20 лет в ссылке. Монтаж картины – главный способ выражения идеи о неделимости и бесконечности времени и жизни. Настоящее и будущее, настоящее и прошлое слиты воедино. Первая сцена фильма  — свадьба, самый прекрасные день в жизни героини, дом её мужа, праздничное застолье. Тут же рядом прохаживается старушка, словно наблюдает за весельем, и  вспоминает, как хотела быть счастлива. И до конца неясно, где же настоящее, где центр повествования, что всё это значит: воспоминания о прошлом или предчувствия тяжелого будущего.

Фото с сайта: karofilm.ru

Основные сюжетные линии повести сохраняются. Любовь Софички и Роуфа, свадьба и их недолгая совместная жизнь. У Искандера этот период жизни Софички описывается медленно и в мельчайших подробностях. Детали одежды, запахи и вкусы, словом всё, чтобы дать ей возможность максимально точно запомнить самое счастливое время в жизни. Затем сюжет развивается намного динамичнее, жизнь уже не такая беззаботная, она стремительно рвется вперед, неся за собой все новые испытания: брат Софички убивает её мужа, она соглашается спасти его от кровной мести, но никогда не прощать, затем начнется война, а потом —  ссылка.

Многие важные детали из повести в фильмы исключены или заменены. Например, кувшин с водой, с которым Софичка всегда ходила к мужу на могилу, в картине появляется лишь однажды – когда она подает, роняя его, а затем происходит выкидыш – начало её бед. Нарисованные корабли из родного дома Софички в фильме преобразуются в рисунок молодой пары на стене в доме Софички и Роуфа. История с фотографией Роуфа, когда девушка едет в город, чтобы на его единственной оставшейся фотографии сделали улыбку, не показана, но вместо этого в кадр несколько раз попадает фотография Роуфа, висящая на стене. Она висела в доме с первых дней переезда, висит там и после возвращения Софички из ссылки.

Фото с сайта: karofilm.ru

Пережив смерть любимого и предательство брата,  Софичка живёт и работает для семьи покойного мужа. Во время войны скрывает его брата Шамиля, когда тот сбегает с фронта, а когда его находят – терпит пытки в НКВД. Вместе с семьей дезертира она отправляется в Сибирь, потому что иначе она не может поступить, не может оставить их без помощи. И возвращается спустя почти 20 лет в родное село вместе с дочерью Шамиля, которой заменила мать. Возвращается в дом, где только начинала жить.

С развитием сюжета действие повести становятся всё динамичнее, а описание мира жестче и критичнее. В тексте есть и образ Сталина, и национальная политика послевоенных лет, безнравственность и потеря ценностей хрущёвского поколения. Но режиссер  уходит от прямолинейной критики власти и общества. Нет эпизода с письмом Сталину, которое писала героиня в защиту Шамиля, нет образов бандитов и дельцов, будущих воротил 90-х с их любовницами. Но есть сцена пытки в НКВД, когда Софичку заставляют встать на кнопки босыми ногами, есть красная Волга, на которой приезжает брат получить прощение, и есть Зарифа, дочь Шамиля, которую воспитала Софичка. Она уже из другого поколения, из другого мира, она не хочет жить в селе, не хочет сушить полы в старом доме, который чудом сберегли за время их отсутствия, не хочет возрождать прошлое. Она хочет в город и требует, чтобы Софичка ради неё продала дом. И та соглашается, ведь больше у неё никого не осталось. Изображая историю о жизни простой, но сильной женщины, Коваленко ненавязчиво вводит и другие трагичные мотивы, связанные с тем временем, но они не преподносятся как центральные. Главное в этом фильме – человек, история о борьбе и смирении, о силе духа и любви.

В финале разгорается костёр, в который Зарифа выбрасывает старые вещи из дома Софички. Вот она современная жизнь без памяти и уважения, так грубо и критично описание Искандером. И костёр, огонь Икандер называет первым домом человека, теперь же поглощает и неумолимо уничтожает прошлое, счастливое и трагичное. Зарифа упрашивает Софичку не жить прошлым, она не понимает, что для неё нет границы и разницы между прошлым и настоящим. На протяжении всего фильма два голоса сливаются в один, мысли летят сквозь года, а главное – любовь сохраняется спустя время. Она вечна, как и природа Абхазии, горы и леса, которые окружают жизнь Софички в юности и в старости. А значит, никакой границы не существует, жизнь неделима и душа человека не делится на сегодня и завтра.

Текст: Симона Андрисенко

 

Вам понравится

Оставьте комментарий