История одного убийцы

Невероятный мир запахов, цвета, музыка – объединение лучших элементов рождает консистенцию, которая остаётся с тобой навсегда: стоит только увидеть один кадр, и сразу вспоминаешь – да, это та самая – история одного убийцы.

И важно ли, что прошло уже почти 12 лет, как картина вышла в прокат, а о ней снова пишут – и зачем, и почему именно «Парфюмер» Патрика Зюскинда? Да потому что не хватает глазам, сердцу и разуму таких же сильных картин, потому что их так мало, что вспоминаешь о творении Тыквера с трепетом и прежней, никуда не исчезающей любовью.

Не так много есть хороших фильмов, погружающих в мир злых гениев. На 2006, год выпуска «Парфюмера», их было совсем немного. 1960 – «Психо», 1991 – «Молчание ягнят», 1995 – «Семь»,  2000 – «Клетка», «Американский психопат» (отличный был год), 2001 – «Ганнибал», например. Периодичность годных работ оставляет желать лучшего. На сегодняшний момент есть нашумевший сериал «Ганнибал» – психологический стильный и сильный триллер, средненький «Зодиак», несколько других работ. По сравнению с кинолентами, которые запечатлеваются в памяти, как сами ароматы – особенные и вечные – не хватает картин той же значимости, что «Парфюмер». Сквозь кадры творения Тыквера мы не просто смотрим на убийцу, как на сбой природы, а рассматриваем психологию, мотивы злого гения, его особый разум.

Здесь происходит настоящий когнитивный диссонанс – Жан-Батист Гренуй вообще не воспринимается, как посланник Сатаны и жестокий убийца. Более того – поднявшийся из грязи, постоянно терявший и снова находивший цель, он действительно рассматривается, как гениальное существо своего поколения; существо с особенным эго. Остальные персонажи становятся примитивностью, кроме девушек, которых избрал сам Гренуй.

Удивителен тот факт, что сам Кубрик отказался от работы над картиной. Правильно выбранные эпизоды, цвета – Том Тыквер максимально прозрачно передал мир ароматов через кадры «Парфюмера», в то время как Кубрик считал, что роман Зюскинда экранизировать невозможно. Автор романа в свою очередь настаивал на том, чтобы за фильм взялся только Стэнли Кубрик – из-за очередных отказов в итоге картина появилась только в 2006.

Появилась и запомнилась навеки, потому что подобного практически не снимают, а если и снимают, то совсем на другом уровне.

Фото с сайта tumblr.com

«Парфюмер» само по себе явление редкое – немного есть прекрасных романов со столь же прекрасной экранизацией, снятой мастерски, с внимательностью к каждой мелочи и тонко проработанным сценарием. Все философские описания мира Гренуя, особенно во время его отшельничества в скалах, действительно сложно было бы включить в фильм, ведь почти все основное действо этого эпизода происходит в «самодержавном царстве» души Жана-Батиста Гренуя. Как мастер идеальных кадров, Тыквер, несомненно, справился бы – но вопрос здесь уже во времени. Всегда есть страх затянуть картину. Хотя в случае с «Парфюмером», всё это могло превратиться в старый добрый артхаус с «бесподобной империей Гренуя».

На главный вопрос о том, как правильно передать мир запахов, Айхингер, сценарист, ответил:

«Никто не может сделать так, чтобы зритель в зале ощущал запахи. Но ведь книги тоже не пахнут. Талант Зюскинда заключается в том, что он даёт читателю возможность посредством литературного языка романа понять мир Гренуя, состоящий из запахов, которые его окружают. Мы сделали то же самое, но на другом языке, состоящем из звуков, музыки, диалогов и, конечно, образов. Возьмите, к примеру, цветущий весенний луг. Если вы снимете и смонтируете эту картинку должным образом, вы не просто произведёте определённое впечатление на зрителя, нет — вы дадите ему возможность ощутить и «запах» луга«.

Если переключиться на тему таланта самого Зюскинда, то много писать не нужно. Патрик Зюскинд прекрасен – он просто прекрасен.

 

Текст: Виолетта Стрельцова

Вам понравится

1 Комментарии

Анна 08.12.2017 at 22:17

почему вы решили сейчас о нем написать? какой-то новый фильм навел на мысль?

Reply

Оставьте комментарий