В начале было слово…

Как давно вы слышали от друзей «Ой, я вчера вечером с удовольствием Библию почитал» или «Такой фильм хороший посмотрел про проповеди Христа»? А много ли фильмов, снятых по библейским мотивам Вы видели? «мама!», а перед ним ещё три фильма, в основе которых лежат библейские сюжеты.

На самом деле Вы смотрели намного больше фильмов, в основе которых лежат библейские сюжеты. Просто их создатели тщательно поработали над тем, чтобы люди, у которых Библия не  является настольной книгой, которую они любят полистать перед сном, не смогли проследить параллель между их кино-творением и христианскими сюжетами. Мы разобрали несколько самых интересных интерпретаций Библии в кинематографе.

«Вилли Вонка и Шоколадная фабрика» (1971), реж. М.Стюарт

Как бы странно это ни звучало, но в «…Шоколадной фабрике» Вилли Вонка олицетворяет… Иисуса. Он приглашает к себе группу детей, чтобы тайно проверить их.  Каждый из детей и взрослых, получивших счастливый билет в Шоколадную фабрику, олицетворяет собой один из семи смертных грехов. Те из них, в чьей душе Вонка видит больше зла, чем добра, несут наказание за свои грехи, как, например, Верука Солт. Также отсылки к Библии можно услышать в саундтреке фильма – строки из песни, которую исполняют Умпа-Лумпы, своеобразно отражают христианские заповеди.

«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005), реж. Э.Адамсон

Автор книг о загадочном мире Нарнии, Клайв Стейплз Льюис, известен тем, что часто использовал христианские темы в своих работах. Лев Аслан символизирует Иисуса, и, как и его прототип в Христианстве, Аслан является центральным персонажем в Нарнии. Сам Льюис писал, что история Аслана — это действительно «воплощение, распятие и воскрешение». Белая колдунья Джадис является противоположной, темной силой, ее обычно олицетворяют с Сатаной. События фильма строятся на теме воскрешения Христа и падения Сатаны. Такая аллюзия на религиозный сюжет не всем понравилась, и в 2005 году, когда «Хроники Нарнии» вышли в прокат, многие её раскритиковали.

Фото с сайта: kinopoisk.ru

«Холодное сердце (2013)», реж. Крис Бак и Дженнифер Ли

Профессор Houston Baptist University Коллин Гарбарино провел исследование, сопоставив сюжет мультфильма с библейскими сюжетами, в частности с Падением Сатаны, и пришел к выводу, что это «возможно, самый христианский фильм, увиденный им в том году». По мнению профессора, главная героиня мультипликационного фильма Эльза подавлена, она чувствует себя виноватой и потому отталкивает близких ей людей. Ее сестра Анна приходит ей на помощь и спасает ее, после чего Эльза умирает, поплатившись за грехи сестры, но в итоге, подобно Иисусу, воскресает.

Также в «Холодном сердце» присутствует образ ледяного замка, да и вообще  лед преобладает в мультфильме. Здесь Гарбарино  сравнивает сказочную историю с «Божественной комедией» Данте Алигьери, ссылаясь на то, что в итальянской классике ничто иное, как лед, а вовсе не огонь, господствует в девятом кругу ада, и даже сам Люцифер по пояс погружен в лед.

Фото с сайта: Beta.kinopoisk.ruBeta.kinopoisk.ru

«мама!» (2017), реж. Д.Аронофски

Совсем недавно вышедшая в прокат кинолента «мама!» — не первый фильм с библейским сюжетом в основе, снятый Дареном Аранофски. Однако в отличии от «Ноя», здесь религиозные мотивы скрыты, и не подготовленный зритель скорее всего выйдет из кинозала с чувством, что его мозгом два часа играли в футбол. Человек же хоть немного знакомый с библейскими текстами проследит аллегорию, которая на самом деле не так уж и скрыта. Пожалуй, с толка тут могут сбить остальные детали, которые ни к Библии, ни к чему-либо другому никакого отношения нет. Но начнем сначала.

В данной аллегории на «Книгу Бытия» героиня Дженнифер Лоуренс, Вероника, является воплощением Матери Природы, которую создает главный герой фильма в исполнении Хавьера Бардема, олицетворяющий собой Бога (Кстати, Бардем в титрах указан как «Он»). Мать Природа, в свою очередь, создает идеальный дом, абсолютно все она делает сама, вкладывая всю душу и сердце в своё дело. Но в этот дом заявляются незваные гости, создают там «ад на земле», что перекликается с «Книгой Бытия». В своем кабинете герой Бардема хранит загадочный кристалл, который никому не разрешает трогать, и который также оберегает его супруга.

Фото с сайта: Beta.kinopoisk.ru

Эд Харрис и Мишель Пфайффер, первые посетившие дом, являются аллегорическими Адамом и Евой. Сначала в дом Бармен приходит «Адам», в эпизоде в ванной мы можем заметить шрам на ребрах персонажа Хариса, на следующее утро после которого в доме появляется Мишель Пфайффер — Ева, которую Адам создал из своего ребра. Пфайффер также постоянно стремится попасть в кабинет, где хранится кристалл — запретный плод, в итоге «сорвав» который, она разбивает, после чего в доме начинает царить хаос.

Во второй части фильма Вероника беременна, а герой Бардема пишет гениальный труд — поэму, которая вызывает огромный ажиотаж и толпа людей собирается вокруг дома, так любимого «Матерью». Так начинается «Грехопадение», все происходит настолько быстро, что уже сложно что-либо понять. Но одно очевидно: ребенок, рожденный Лоуренс — аллегория на Иисуса, которого, после того как выкрали, начинают передавать из одних рук в другие через всю толпу людей, пока в итоге не происходит «распятие». Толпа поедает тело новорожденного, что является прямой отсылкой к хлебу с вином: вино — Кровь Христа, а хлеб — Его Тело.

В конце фильма дом разрушен, толпа последователей мертва, тело Вероники истлевает, а Он достает из ее груди кристалл, в точности такой, как тот, который был разбит «Евой». Дом снова восстанавливается и на место Дженнифер Лоуренс приход другая «Мать Природа», и история, вероятно, начинается сначала, но каким был бы исход на этот раз, зрителю остается только догадываться.

Текст: Лина Абра

Вам понравится

Оставьте комментарий