«Наши души загнали в гетто…»

Обязательно ли состоять в кровном родстве, чтобы быть братьями? А чтобы быть матерью, обязательно ли иметь детей? Или скажем иначе: матерью можно быть только своим детям? А любовь? Любовь сильнее войны? Сильнее страха, ненависти и отчаяния? Однозначно нет…

Роман «Два брата» Бена Элтона английского писателя, актера и режиссера еврейского происхождения — художественный вымысел, но построен на истории семьи автора, отец которого бежал из гитлеровской Германии. Трудно поверить, что сценаристу ситкома «Черная Гадюка» и создателю мюзикла «We Will Rock You» удалось написать столь пронзительный и нежный роман. Как и в жизни, здесь есть место смеху и слезам, верности и предательству, надежде и отчаянию. Это — история о зарождении и становлении нацизма и о геноциде евреев в Германии после поражения в Первой мировой войне. Она рассказывает о том, чем люди готовы пожертвовать ради выживания и как жить в постоянной ненависти и страхе; есть ли шанс справиться с болезненными воспоминаниями и что жестокое время, страх и одиночество порождают сильных и мудрых людей. Книга примечательна еще и тем, что в ней параллельно развиваются две сюжетные линии — трагедия одной семьи на фоне трагедии мирового масштаба.

24 февраля 1920 года в Берлине рождаются три младенца, чьим судьбам суждено сплестись столь тесно, что со временем они становятся практически неразрывны. Один малыш вырос в тихого, рассудительного и очень умного молодого человека, способного найти выход едва ли не из любой ситуации, и даже перехитрить целую нацию, принеся себя в жертву ради спасения своей семьи и любимой. Другой – стал сильным и красивым мужчиной, преданным своим близким, и готовым притворяться и терпеть унижения, ради их благополучия. И, да, один из них – еврей, а другой – немец, ариец с чистейшей родословной.

Третий же младенец – неугомонный, крикливый и нервный, а вырос он в националсоциалистической немецкой рабочей партии и, в отличие от большинства детей, с возрастом так и не обрел ни разума, ни совести; однако осознав, что у него есть голос и кулаки, он принялся громко кричать и потрясать ими воздух в знак своего недовольства миром и нелюбви к нему. «Крикливый голосок и сучащие кулачки принадлежали новоиспеченному партийному лидеру. Звали его Адольф Гитлер, и был ему тридцать один год».

Фото с сайта: chronicle.com

Еврей и ариец – братья, хоть это может показаться и странным, и невозможным, но с самого рождения они были неразлучны, всегда все делали вместе – учились, играли, дрались, вместе влюбились в одну девочку, вместе убили. Два брата. Отто и Пауль. Пауль и Отто. Оба одинаково любимые родителями и родственниками, всегда и во всём стоявшие друг за друга. Да и какая разница чья кровь течет в твоих жилах? Разве не все люди одинаковы? Однако в Германии 1933 года кровь стала вопросом жизни и смерти, оказалось, что есть люди, а есть жиды, мрази, подонки, одним словом –  евреи. Надо же какая жестокая ирония… Возможно, если бы третий младенец так и не родился или если бы он все-таки научился любить этот мир, то близнецы так и не узнали бы никогда, что один из них усыновлен, возможно тогда, им не пришлось бы разлучаться, возможно тогда, все остались бы живы и были счастливы.

Но третий младенец родился и вырос в жестокого, фанатичного монстра, не знавшего пощады и не ведавшего, что такое милосердие, и случилось то, что случилось – вчерашние друзья стали врагами; мать, потерявшая в этом ужасе своих детей, случайно увидев, как еврейских сироток увозят в лагерь, вызывалась ехать с ними и всю дорогу до газовой камеры они хором поют старую детскую песенку, все поют и поют, пока не наступает темнота. А возлюбленная близнецов юная красавица, еврейская принцесса Дагмар, у которой еще вчера было все, что только можно пожелать, вместе со своими родителями вылизывает мостовую перед семейным универмагом под оглушительный хохот и злорадные насмешки юнцов в коричневой форме гитлерюгенда, которые еще вчера не осмелились бы даже посмотреть на нее. Всю дальнейшую жизнь Дагмар будет стараться забыть привкус и запах того рокового дня, надломившего ее и заставившего отныне поступать только так, как будет выгодно ей самой, не заботясь и не думая о других, поскольку теперь главное – выжить. Выжить любой ценой.

Так кто виноват? Кто виноват в поломанных жизнях главных героев и миллионов других людей? А в разрушенных семьях? В смерти близких? И в том, что у детей не было юности? Что люди жили в страхе и ненависти? Кто виноват? Да и нужно ли кого-то обвинять? Сейчас нам уже не под силу что-либо изменить, нам остается только помнить. Помнить это страшное и жестокое время и всеми силами пытаться не допустить, чтобы безумие повторилось, ведь «джинн насилиявыпущенный из бутылкиуже никогда не вернется назаддаже если пробку лишь чутьчуть приоткрыли».

Текст: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий