Идеальные сочетания

Бывает, вещи, а иногда и люди, просто созданы друг для друга. Например, хорошая книга идеально подходит к чашке горячего чая, а море трудно представить без солнца и песчаного пляжа, и хорошая вечеринка такой яркой и запоминающейся без лучшего друга уже не будет, и многое, многое другое. А что получится, если на страницах одной книги встретятся два гения — мастер парадоксов, а по совместительству один из самых известных авторов литературных сказок, и гений живописи, утверждавший, что он — есть сюрреализм? Получится как раз одно из таких идеальных сочетаний!

Столетие спустя после первой публикации знаменитой сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», в 1964 году, один из редакторов нью-йоркского издательского дома «Press-Random House» нанял мастера сюрреализма Сальвадора Дали для иллюстрирования нового издания книги. В результате, на свет появились 12 (по числу глав книги) необычайно красочных и абсурдных гелиогравюр и один офорт.

Алиса Дали невероятно легка и эфемерна, ее образ неуловим и стремителен. Отчасти такому впечатлению способствует тот факт, что художник изобразил девочку со скакалкой в руках, и она точно перепрыгивает с иллюстрации на иллюстрацию, из главы в главу навстречу новым удивительным приключениям, уносясь все дальше, вглубь фантастической страны и своих собственных фантазий. Однако первое издание книги Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Сальвадора Дали вышло ограниченным тиражом, а потому доступно было лишь очень ограниченному кругу читателей. Но в 2015 году, в честь 150-летней годовщины «Алисы» издательство «Princeton University Press» переиздало книгу, добавив к ней предисловия Марка Берштейна, президента Североамериканского общества Льюиса Кэрролла и математика Томаса Банчоффа, и теперь она доступна всем желающим.

На самом деле, если говорить об иллюстрациях в целом, то гораздо проще перечислить художников, обошедших стороной метафоричный мир Алисы. Работы Джона Тенниела, наверное, самые известные, ведь когда речь заходит об «Алисе в Стране чудес», на ум сразу приходят его знаменитые черно-белые иллюстрации, созданные еще для первой публикации книги. И это неспроста — каждый рисунок был одобрен лично Льюисом Кэрроллом. Интересно, что бы он сказал (ладно, ладно, знаем, ничего бы он не сказал, потому что попросту потерял бы дар речи; и все же, что бы он подумал), если бы увидел как Эрин Тейлор изобразила Алису.  Дело в том, что художница перенесла действие сказки в далекую Африку! Вместо привычной нам белокурой девчушки в сине-голубом платьице, миловидная негритяночка в ярко-красной национальной тоге, вместо роз и фиалок — лианы и папоротники. Иллюстрации получились очень насыщенные и колоритные.

Фото: pinterest.es

Фернандо Фэлкон — еще один автор, создавший необычную серию иллюстраций, оставляющих весьма неоднозначное впечатление: вроде бы это и по-детски сказочно (хотя Верджиния Вулф придерживалась несколько иного мнения: «…книги об Алисе – книги не детские, это единственные книги, в которых мы становимся детьми…»), но в то же время от них веет ужасом; один лишь взгляд на рисунки Фэлкона способен разбудить на дне памяти давние детские кошмары, заставив вновь поверить, что из темного угла на тебя смотрят два огромных налитых кровью глаза неизвестного монстра, появляющегося с приходом ночи.

Фото: pinterest.com

Иллюстрации Фернандо Фэлкона и Сальвадора Дали в чем-то немного схожи, не цветовой гаммой и уж тем более не стилем, но настроением и оставляемым долгим двусмысленным послевкусием. Рисунки Дали совсем не детские, да и не каждый взрослый способен их понять и насладиться их атмосферой, но это не отменяет их великолепной исключительности. Однако, по большому счету, в этом нет ничего удивительного, ведь сама Страна чудес — это мир абсурда и парадоксов, и поэтому именно иллюстрации Дали заставляют всех наших мюмзиков неистово хрюкотать от восторга, ведь сюрреалисту  удалось передать атмосферу фантастического мира, полного тайн и внезапностей, так, что с каждой страницей становится «всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее!»

Автор текста: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий