Три разбитых друга

Уильям С. Берроуз, Джек Керуак и Аллен Гинзберг. История о том, как трое молодых людей без тормозов на чистом энтузиазме изменили мир своими произведениями, рассказывая всем то, о чем не принято говорить, показывая то, что принято скрывать, и обличая то, что принято считать нормальным. История о “разбитом” поколении 50-х годов, экранизации 3-х культовых шедевров литературы, и почему это все так важно для нас с вами.

Чем запомнились 50-е годы 20-ого века гражданам Соединенных Штатов Америки? Послевоенным общественным благосостоянием, развитием массового потребительства, холодной войной против СССР и коммунизма, движениями за гражданские права. С телеэкранов ослепительно улыбались Мэрилин Монро, Рита Хэйворт и Ава Гарднер. Элвис Пресли показал всем, что такое рок-н-ролл, Боб Дилан пока еще придерживался акустического звучания кантри, а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи привнесли глоток свежего воздуха в джаз.

Но было еще кое-что. То, что влияло на ход развития истории США на протяжении последующих десятилетий, оставшись актуальным и по сей день. Что обличало сущность конформистских, иногда даже пуританских взглядов американского общества и послужило в дальнейшем поводом для пересмотра многих норм цензуры.

Как предвестники перемен, как вырвавшиеся вопли протеста против консерватизма среднего класса, как зачатки сексуальной революции 60-х годов, беспечные поклонники би-бопа и бензедрина, живущие в дороге и плюющие на все законы общества, аморальные интеллигенты, окрестившие себя бит-поколением, ворвались яркой вспышкой молодости и безумия на покрывающуюся пылью архаизма атмосферу их времени.

Был определенный смысл и в том, чтобы печатать на бумаге для телетайпа, дабы не ограничивать свое сознание рамками обыкновенного формата, и в том, чтобы слезать с наркотиков, когда их дозы превосходили все возможные несовместимые с жизнью пределы, снова подсаживаясь на них, только потому что обычная жизнь слишком скучна. Шарм был и в свободной любви и в бесконечных путешествиях автостопом через все штаты, Мексику. В общем-то, безумные романтики, проповедовавшие битнический образ жизни, откровенно шокировали общественность своей абсолютной свободой, гомосексуализмом и безбашенным стилем жизни. Это было своеобразным вызовом американскому обществу и отказом от традиционных ценностей.

Фото: www.pinterest.com

Тремя столпами “разбитого” поколения стали Уильям С. Берроуз, Джек Керуак и Аллен Гинзберг, а начало отсчета всему этому веселью было положено в 1944 году, в кампусе Колумбийского университета, где они и встретились впервые. Интеллектуальность их окружения, несмотря ни на что, была с лихвой приправлена всяческими сомнительными личностями и ситуациями.

Они часто попадали в разные передряги, их друг Люсьен Карр получил срок за убийство какого-то гея, который слишком активно его домогался, почти все постоянно попадались на наркотиках, Гинзберга осудили за кражу автомобиля, а Берроуз настолько удачно решил сыграть в Вильгельма Телля, что случайным образом застрелил свою жену. После этого случая, кстати говоря, по его словам, он и начал всерьез заниматься литературой, засев за свой первый роман под названием “Queer”, рукопись которого впоследствии разделилась. Другая часть была названа “Junkie”.

Фильм: «Обед нагишом»

Фото: katab.asia

Верхом же творчества Уильяма Берроуза по праву можно считать культовый роман, вошедший в историю мировой литературы, как один из лучших образцов бит-литературы – “Голый завтрак”, изданный после долгого судебного процесса в 1959 году. По его мотивам в 1991 году Дэвидом Кроненбергом был снят фильм под названием “Обед нагишом” с Питером Уэллером в главной роли. Он повествует о нелегкой жизни Уильяма Ли, который продирается сквозь невероятным образом изменившуюся реальность, находясь в, порой, совершенно сюрреалистичном мире Интерзоны. Непонятные существа, грызущиеся друг с другом жуки – печатные машинки, странные ситуации – весь фильм соткан из этого полотна, а нам остается лишь гадать, где заканчивается эта реальность и начинается другая.

Роман “Голый завтрак” оказался одним из первых произведений Берроуза, где он применил свой метод нарезок, или cut-ups, позаимствованный у художников авангардистов 20-х годов. В BBC охарактеризовали роман, как «кошмар, наполненный секретными агентами, безумными докторами, гангстерами, зомби, фаллическими монстрами, вампирами и инопланетянами, замешанными в садомазохистские оргии, трансформации, дьявольские планы и межпланетные войны». Довольно точно, если учесть всю абстрактность повествования, разбитой на 23 части, перемешанных в произвольном порядке, книги.

Фильм: «Вопль»

Фото: collider.com

Настолько же абстрактно обстояли дела у его соратника Аллена Гинзберга в поэме “Вопль”, посвященной его любовнику, Карлу Соломону. После вступительной фразы, “я видел лучшие умы моего поколения разрушенные безумием, умирающие от голода истерически обнажённые”, читателя ожидает неограниченный вообще ничем полет фантазии, подкрепленный к тому же совершенно невероятными, казалось бы не сочетаемыми, образами из видений и галлюцинаций, которые приходили к Гинзбергу во время наркотических трипов. “Вопль” был написан в импровизационном стиле, где главное правило – “первая мысль – лучшая мысль”. Поэму экранизировали, не поменяв названия, в 2010 году Роб Эпштейн и Джеффри Фридман. В фильме посредством анимации, визуально представлент текст самой поэмы. В силу необычности самого текста, картинка вышла соответствующей, интересной. Анимация идет вперемежку с черно-белыми кадрами фильма, который является еще и автобиографией, показывая нам историю создания поэмы, личную жизнь Гинзберга и различные трудности, которые в итоге были преодолены.

Фильм: «В дороге»

Фото: Кино Mail.Ru

Джек Керуак нисколько не отставал по своей креативности от своих коллег по стилю жизни. Его роман “В дороге” в оригинальном виде представляет собой огромный свиток, напечатанный на бумаге для телетайпа, страницы которой склеены скотчем. В основу легли записи из дневника, который Керуак вел во время своих путешествий с Нилом Кесседи.

Нил с детства знал цену слову “свобода”. Он был родом из Денвера штат Колорадо, большую часть детства провел в обществе отца – алкоголика, занимался попрошайничеством, в четырнадцать лет угнал свой первый автомобиль, количество которых через несколько лет близилось к цифре 500, что, несомненно, влекло за собой многочисленные аресты. Делал он это из самоутверждения и желании показать свою крутость девушкам. В восемнадцать лет заинтересовался поэзией и философией, поступил в Колумбийский университет, где в конечном счете и сошелся с Керуаком. Они как будто бы нашли друг в друге недостающую часть единого целого, ведь Керуак разбирался в литературе, а Кэссиди – в жизни. Совместив эти навыки, в 1947 году, герои отправились в путешествие, полное безумия, разнообразных авантюр, секса, наркотиков и джаза.

Фото: pinterest.com

Керуак восхищался той спонтанностью, которая двигала вперед Нила. Он никогда не задавался вопросом, что будет завтра или через час, он жил одним моментом, и для него был важен только этот самый момент, ничего более. Он послужил прототипом для Дина Мориарти – главного героя романа “В дороге”.

При всем своем желании, Нил Кэссиди так и не научился писать, но несмотря на это, он открыл для Джека Керуака новый творческий метод, который помог ему в дальнейшим работать над романами. Как то раз он написал Керуаку письмо. На протяжении 40 страниц не обнаружилось ни единого знака препинания или абзаца, письмо представляло собой спонтанный поток сознания. Керуак посчитал – это то, что нужно. Ведь здесь, как в джазовой импровизации, когда эмоции берут верх над разумом, могут родиться поистине невероятные вещи. Взяв в апреле 1951 года за основу данный метод написания, названный “спонтанной прозой”, он засел на 21 день, стуча клавишами своей печатной машинки, подгоняемый бензедрином и кофе, создавая один из величайших образцов литературы 20-го века…

Экранизация “В дороге”, за режиссерством Сэма Райли и Вальтера Саллеса, предстала свету в 2014 году. Одним из продюссеров стал великий Фрэнсис Форд Коппола, а саундрек был предоставлен замечательным Густаво Сантаоллальей. Это, пожалуй, самый понятный и простой фильм из трех, представленных в этой статье. Здесь нет такой абстрактности, как в “Вопле”, или безумной обстановки, как в “Обеде нагишом”. Зато присутствует дух той самой пресловутой свободы, “разбитой” жизни и юношеского максимализма. Поэтому для плавного вникания во всю эту бит атмосферу, рекомендуем начать с него.

Истории трех главных героев разбитого поколения впоследствии множество раз сплетались и разъединялись, но неизменными спутниками всей их жизни оставались поэзия, музыка, литература и другие источники вдохновения. Очень немногие до них осмеливались так бесстрашно и честно рисовать посредством букв и символов все прелести и изъяны окружающего мира. И, конечно же, самих себя, изменивших мир. Выбрав своими идеалами свободу жизни, личную независимость и полную откровенность повествования, они создали уникальный культурный феномен, влияние которого на современный мир нельзя недооценить. Подобно огромному древу, корнем которого можно считать “разбитое” поколение, разрастается история, уходящая уже далеко за пределы литературы или поэзии. Эта история — глобальна. Это то, что косвенным образом повлияло на вывод войск из Вьетнама, вылилось в массовое пробуждение осознания всей картонности американской мечты, привело к признанию равноправия сексуальных меньшинств и вдохновило целое поколение хиппи на вызов обществу. Битничество не только показало своей контркультурностью то, что можно и нужно жить по другому, но и открыто объявило о необходимости интеллектуального подъема общества во имя всеобщей свободы слова и мысли, дабы мир и любовь во всем мире стали чуточку ближе и реальнее.

Автор: Дмитрий Боровистов

Вам понравится

Оставьте комментарий