«Воячек» — фильм о голосе польской молодёжи

Прикоснуться к дождю, чтобы понять 
Что не дождь это вовсе, а лунная пыль
Прикоснуться к стене, чтобы понять 
Что стена лёгкий занавес из облаков (пер. А.Базилевского)

Эти строки вышли из под пера юноши бледного, со взором горящим, паспортом польским, но без особого рвения влачить существование бедного поэта из социалистической страны. Речь идёт о Рафале Воячеке, яркой звезде, быстро угасшей, но успевшей оставить после себя яркий свет на небе восточноевропейской поэзии. Очевидно, что о ярком последователе поэтов «Поколения 1956» (год восстания в Венгрии), кто-нибудь да должен был снять фильм, причём игровой.  

И такой фильм появился в 1999 году, режиссёром выступил Лех Маевский. В фильме Кшиштоф Сивчик, исполнитель главный роли, своей игрой даёт нам понять, насколько глубоки были страдания молодого поэта. Хоть Воячек и хорошо воспринимался в литераторских кругах за свои смелые стихотворения о стенаниях души, физических и ментальных страданиях, холодности мира, безысходности и кромешной пустоты, он неотступно стремился приказать современникам долго жить.

Талантливый человек талантлив во всём, однако к самоубийствам у Воячека способностей видимо не было. Раз за разом он пытался уйти из жизни — вешался, прыгал из окна, но всё тщетно. Поэта не понимали, он изливал душу на бумагу и переживал каждую строчку, пропуская через себя написанное. Осознавая своё одиночество, которое было для него и плетью и благом — источником вдохновения, он жестоко платил за него страданиями, вызванными депрессией, неврозами и алкоголизмом. Трудно сказать, где поэт бывал чаще: у барной стойки или на стуле у психиатра.

Яркие образы в голове Воячека — «колосится мой рот белотравьем», «ликующие волосы» и прочие сюрреалистичные метафоры казались врачам явным симптомом шизофрении. Желание умереть, невзирая на семью, друзей и близких, культивировалось у поэта годами. Ни признание современников, ни растущая дочь не смогли удержать его на Земле.

Появился на свет Воячек в 1945 году, а добровольно покинул его (отравившись) в 1971 году, став культовым поэтом той эпохи. При жизни вышло всего два сборника, посмертно ещё девять. Важно то, что он и многие другие польские поэты, творившие в середине 20-ого века, к примеру Халина Посвятовская, Эдвард Стахура и Анджей Бурса, непримиримые противники социалистической цензуры, давящей железным сапогом на горло мысли, оставили после себя целый пласт культуры, ставшей голосом угнетённой режимом интеллигенции.

Текст: Дмитрий Зайцев

Вам понравится

Оставьте комментарий