Парфюмер: История одного музыканта

«Все гениальные чудовища устроены так, что через внешнее событие прокладывается прямая колея в вихреобразный хаос их душ».

Книга Патрика Зюскинда «Парфюмер: История одного убийцы» оказала большое влияние на лидера группы «Nirvana» Курта Кобейна, который называл ее одним из  самых любимых произведений, и появление песни «Scentless Apprentice» в составе альбома 1993 года «In Utero», написанной под впечатлением от книги, было закономерно.

Однажды музыканта спросили, есть ли у «Нирваны» песни, на создание которых вдохновили те или иные литературные произведения. Оказалось, что такие песни есть. В 1993 году в одном из интервью Курт Кобейн признался, что его любимая книга — «Парфюмер» Патрика Зюскинда и «в основе песни «Scentless Apprentice» лежит именно эта история «Я перечитывал ее наверно уже раз десять, она постоянно со мной, я просто не могу перестать ее читать. Эта книга меня не оставляет», — сказал тогда Кобейн.

В 1985 году мир впервые узнал историю человека, чьи «гениальность и феноменальное тщеславие ограничивались сферой, не оставляющей следов в истории, — летучим царством запахов». На сегодняшний день роман признан самым знаменитым со времен Ремарка произведением, написанным на немецком языке, и был переведен на 42 языка, включая латынь. Центральный персонаж книги, ЖанБатист Гренуй, с рождения страдает гиперосмией, при которой обоняние болезненно обостряется, но по иронии судьбы лишен собственного запаха. Гренуй был оставлен при рождении и воспитывался кормилицей, которая в какойто момент заметила, что в отличие от большинства младенцев, которые, как она выразилась, «пахнут свежим маслом», маленький ЖанБатист не имеет вообще никакого запаха. Она считала, что у него нет души, а стало быть ребенок одержим дьяволом.

« — Я не хочу держать ублюдка в своем доме.

— Но почему же, моя милая? — сказал Террье и снова поворошил пальцем в корзине. — Ведь дитя очаровательное. Такое розовое, не плачет, спит спокойно, и оно крещено.

— Он одержим дьяволом.

<>

— От него вообще ничем не пахнет».

Фото: theguardian.com

Два первых куплета «Scentless Apprentice», написанные Кобейном в соавторстве с Дэвидом Гролом и Крисом Новоселичем, повествуют как раз таки о младенцах, пахнущих как масло, и о Гренуе, который всегда, с самого начала был другим.

«Like most babies smell like butter

His smell smelled like no other

He was born scentless and senseless

He was born a scentless apprentice

Every wet nurse refused to feed him…»

«Почти все младенцы пахнут маслом,

Но его запах ни на что не похож;

Он был рожден без запаха и без души,

Рожден подмастерьембеззапаха.

Все сиделки отказывались кормить его…»

В том же интервью Кобейн проводит параллель между собой и главным героем любимой книги, говорит, что чувствует особую близость к этому персонажу. Греную, как известно, противны все человеческие существа, и поэтому он пускается в странствие, выбирая самые опасные дороги, пролегающие через дикие, нехоженые места, на его пути — лишь глухие лесные чащи да изредка встречаются маленькие деревушки. Он путешествует только по ночам и каждый раз, когда его нос улавливает человеческий запах, его выворачивает наизнанку от отвращения, и он бежит, бежит подальше от людей.

«Я испытывал подобное чувство несколько лет назад, говорит солист «Нирваны». — Я просто хотел быть по возможности подальше от людей, их запахи внушали мне отвращение. Запах человека». И на свет появилась «Scentless Apprentice», повествующая о человеке без собственного запаха,  злом гении, который верит, что невозможно уволить, того, кто и так свободен, и не получится казнить, того, кто не станет этому сопротивляться.

Кадр из фильма «Парфюмер», снятого по мотивам романа Патрика Зюскинда

Фото: Online-knigi.com

А ведь, если задуматься, то все это очень логично, ведь в музыке как и в аромате есть некая убедительность. Она «неопровержима, необозрима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши лёгкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против неё нет средств».

Ссылка на видео с интервью: https://www.youtube.com/watch?time_continue=142&v=yVJIsewh_jg

Текст: Яна Бишир 

Вам понравится

Оставьте комментарий