На краю бездны

«Повышенное настроение, возбуждение, экстаз — всё то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей, противно животной стороне человека, то есть его физическому здоровью. Повторяю: если хочешь быть здоров и нормален, иди в стадо».

Повесть о призраке, о поиске смысла человеческой жизни, о хождении по краю пропасти, имя которой — безумие. Вы, может, скажете, все это глупость, но неужели вы не слышите эти шаги? Оглянитесь, быть может, и у вас за спиной уже стоит Черный монах, протягивает руку и предлагает вместе с ним совершить прыжок в бездну…  

«Черный монах» — повесть А. П. Чехова, написанная в 1893 году и впервые опубликованная в журнале Ф.А. Куманина «Артист» год спустя. С тех пор она неоднократно переиздавалась и экранизировалась, ее не раз ставили в театре. Одной из самых удачных, необычных и запоминающихся постановок является спектакль Камы Гинкаса на сцене Московского Театра Юного Зрителя. За «Черного монаха» К. Гинкас был награжден премиями им. М. Туманишвили «За совершенство в искусстве», «Хрустальная Турандот» и «Чайка». А в октябре 2000 г. спектакль получил Гранпри на Международном театральном фестивале «Балтийский дом» в СанктПетербурге и приз критики «За лучший спектакль». С. Бархин получил премию «Золотая маска» как лучший художник, С. Маковецкий награжден премией «Чайка» за роль Коврина. Государственной премии РФ за актерский дуэт были удостоены С. Маковецкий и И. Ясулович. 

Кама Гинкас славится своим умением заставлять зрителей замирать в ожидании следующего жеста, шороха, взгляда, а потом вздрагивать от неожиданности; заставлять публику балансировать на краю пропасти, следуя за актерами, достаточно вспомнить такие его спектакли как «Счастливый принц» или «Медея». В своих постановках режиссер обнажает человеческую душу, показывает страдания так, что невольно верится в их реальность. 

Все действие происходит на небольшом деревянном помосте, выстроенном на балконе зрительного зала, который представляет собой диковинный сад из павлиньих перьев. На фоне всего этого великолепия виднеется простенькая беседка, за ней — обрыв. Низкий потолок дополняет мрачную атмосферу, а с появлением Черного монаха начинает давить еще сильнее, в зале становится тесно. Атмосфера с начала спектакля напряженная, с того момента когда Коврин в самом начале спектакля стоит на краю ограды, на краю обрыва, словно бы желая припугнуть зрителя, и потом, когда он все-таки прыгает в пропасть, и каждое новое появление Черного монаха, — все это заставляет вздрагивать. 

Фото: moscowtyz.ru

Спектакль уникален и тем, что он не представляет собой классическую инсценировку. К. Гинкакс предпочел разделить оригинальный текст между четырьмя главными героями. В результате, на протяжении всего спектакля можно слышать голос автора, что позволяет в полной мере ощутить эмоциональную силу и мощь чеховского текста.

Фабула достаточно ясна. Андрей Коврин приезжает в деревню, в имение своего бывшего опекуна Песоцкого и его дочери Тани, там и проводит лето. Со временем он начинает замечать как Таня, его друг детства, та девочка, которую он дразнил цаплей, выросла и похорошела. Она ему нравится, и он делает ей предложение. Но однажды, гуляя в саду, Коврин видит призрак чёрного монаха, легенду о котором не то слышал, не то читал, а может она приснилась ему.

Подготовка к свадьбе идет полным ходом, Песоцкий видит в Коврине своего преемника. Вскоре героя вновь посещает Черный монах. Коврин пытается понять его природу, опасается за свое психическое здоровье, сбитый с толку его речами:

«Я существую в твоем воображении, а воображение твое есть часть природы, значит, я существую и в природе».

Монах посещает его все чаще, убеждает его в том, что он не такой как все, в том, что он — гений! Коврину льстят речи Черного монаха, встречи с ним доставляют ему все большее удовольствие. Таня и Песоцкий замечают происходящие с Ковриным  перемены, он все время бодр и весел, не спит. Однажды Таня застает Коврина разговаривающим с самим собой. Она убеждает мужа начать лечение. 

Проходит год. Коврина теперь невозможно узнать. Он становится раздражителен, скучает по разговорам с Черным монахом. Винит Таню в том, что сейчас он несчастен изза того, что она заставила его лечиться. Они расстаются. Теперь Коврин живёт с женщиной, на два года старше его. Вскоре Таня пишет ему письмо, извещая о смерти отца, полное ненависти и горечи. Его вдруг охватывает страх, и снова ему является Черный монах. Коврин встречает его как старого друга, и с наслаждением снова прыгает в бездну безумия. Коврин умирает с блаженной улыбкой на губах.

Фото с сайта: moscowtyz.ru

Безусловно, спектакль оставляет сильное впечатление. На протяжении двух часов наблюдать как в двух шагах от тебя человек сходит с ума, прыгает с обрыва, исчезая гдето в глубине темноты, как по сцене носится призрак то приближаясь, то удаляясь, выполняя на ходу различные акробатические трюки — это дорогого стоит. Спектакль увлекает, заставляет следовать за сюжетом. По окончании представления трудно очнуться, оно долго еще тревожит память, только что увиденные образы будоражат сознание, кажется, Черный монах все еще бродит гдето во тьме, следуя за тобой по пятам…

Текст: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий