«Рассказ служанки» – мрачная альтернативная реальность

Немыслимая и жуткая история, которую ведает нам писательница Маргарет Этвуд устами простой служанки…Что это, новый средневековый роман? Может, очередная исповедь чернокожей прислуги? Вовсе нет, рассказ не о прошлом, а о неминуемом будущем, о пекле, что может начаться уже завтра. Многосерийный проект, основанный на одноименном пророческом романе, который перенесет  кино-гурманов в Гилеад, имя которому Ад. Разбираемся, стоила ли игра свеч?

Отбросив все пошлые бильд-интерпретации с переплетов романа Маргарет Этвуд, обратимся к женщине с кино-плаката, что таинственно зазывает в какую-то сказку сочинительства то ли Сервантеса, то ли Дюма…не поймешь. Вот только дуло солдатского автомата на заднем плане заставляет шестеренки в мозгу вертеться с бешеной скоростью…Большой брат? Свиная голова? Перед нами один из вариантов антиутопии, который вполне имеет место быть.

Экологическая и техногенная катастрофы лишили многих женщин репродуктивной функции, чудом лишь одна из ста способна зачать здорового ребенка. В обстановке эпидемиологического бесплодия руками власть имущих рождается новый мир. Духовенство, которое ныне состоит из набожных военных, создавшее на руинах бывших свободных штатов республику Гилеад, озабочено продолжением рода привилегированных, ведением войн и преследованием тех, кто подрывает основы существования новогосударственности: недостойных в лице гомосексуалов, врачей и староверов, чьи бездыханные тела раскачиваются возле стены устрашения. Смиренные неграждане рассортированы по кастам, секс загнан в рамки лишь репродукции. Таким рисует мир будущего канадка Маргарет Этвуд.

 Фото с сайта: mirf.ru

Инкубационно-кормовое существование без свободы, воспоминаний, любви.  Вроде все это уже читали, видели у мэтров фантастического жанра. Феминистка Этвуд (роман – порождение середины 80-х) все же делает упор на положение женщины в мире искаженной теократии (настолько извращенной, что иногда хочется обратиться к старику Фрейду). Десятилетия эмансипационной борьбы  разом обернулись кровавой диктатурой, где нетрадиционно ориентированным вырезают клиторы, а  красных шапочек выращивают как колбы для мужского семени, и все это под извращенные библейские тексты. В подобном буйстве абсурда деторождение все еще мыслится как нечто сакральное, что придает всему происходящему еще больший оттенок безумства.

Этвуд показывает, что есть манипулирование сознанием. Любое толкование, репрезентация увиденного, сказанного или написанного – пагубно. Делает она это настолько умело, что порой кажется, сама применяет подобные ухищрения на практике. Можно ли талантливому сочинителю простить излишний феминизм…решать читателю. Однако история не устает напоминать, что даровитые писатели не единожды подрабатывали диктаторами, а фанатичная любовь к чему-либо (к тем же голубым глазам)  уже приводила к войне.

Роман, со всей его дьявольщиной в деталях, все же не преодолел преграду притворности и театральности. Люди с автоматами, половая сегрегация и одинаковые наряды еще не есть антиутопия. Мир будущего может быть сколь угодно мрачным, если все его безумства оправданы собственными положениями. Тут у Маргарет Этвуд явно возникли какие-то сложности. Женщина в романе одновременно и национальный ресурс, и мешок для битья. Гендерная иерархия имеет свои нелогичные лакуны, которые, видимо, читатель должен заполнить самостоятельно. Фундаментальные институции совершенно не ясно, как взаимодействуют. Натуральное хозяйство соседствует с тотальным дефицитом, каста Жен занята всем и ничем… Невольно задумываешься, как подобное могло произойти с локомотивом гражданских прав и свобод. Возможно, подобно спящему  вулкану, тихой сапой порой и подкрадывается конец мира…

Фото с сайта: lasttango.ru

И все же…Для тех, кто устал от клишированных подростковых «Дивергентов», «Инсургентов»  и прочих Соек-пересмешниц. Для тех, кто осознает, что всему мелодраматичному нет места в грядущем хаосе. Пугающая картина будущего, написанная еще в 1985 году, перешла на телеэкраны весной  2017-го, и, благодаря авторам сериала, охватила большую аудиторию. Запоминающаяся и яркая киноадаптация почти никого не оставила в тисках равнодушия.

Создателям многосерийного проекта удалось посредством приемов киновыразительности преломить искусственность мира, что сотворила Этвуд. Студия MGM Television cериал создала мастерски и с эстетической, и с технической сторон: композиция, игра контрастов, цветовая гамма, операторские решения, незамыленный актерский состав полностью отвечают положению «кино – искусство зрелищное». Тот самый вариант, когда сериал смотрится как единое кинополотно. Стоит смотреть не из-за ЧТО, а из-за КАК.

Женщина в красном «Эмми» и «Золотой глобус» заполучила, обойдя «Игру престолов» в номинации «лучший драматический сериал», теперь дело за премией Гильдии киноактеров США…и ожиданием второго сезона.

Текст: Евгения Дашина

Вам понравится

Оставьте комментарий