Доступно о сложном: Альберт Эйнштейн

Рассказываем об одной из лучших биографий Альберта Эйнштейна под названием “Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная”, написанной с чувством, толком, расстановкой, а также о необычном сериале, в основу которого она легла.

Хорошо ли вам известна жизнь и деятельность одного из выдающихся умов двадцатого века Альберта Эйнштейна? Знаете ли вы о нем что-либо помимо фундаментальных физических открытий и формул? Если нет, то всплывает очень заманчивый вариант залатать пробел в знаниях и погрузиться не просто в деятельность ученого, но и окунуться в научный мир двадцатого века, проследить закономерности развития естественных наук, а также исторической действительности в целом.

Благодаря книге выдающегося журналиста Уолтера Айзексона “Энтштейн. Его жизнь и его Вселенная” погружение пройдет ненавязчиво и безболезненно. Вообще Айзексон – личность известная. Он побывал и на посту директора CNN, был главным редактором авторитетного Time, журналист вертится в серьезных кругах, и ныне имеет дело с  Советом управляющих по вопросам вещания в США, оказывая большое влияние на медиажизнь Штатов в целом. Из под его пера вышли биографии Стива Джобса, Бенджамина Франклина, Генри Киссинджера. А теперь и Эйнштейна.

Багаж знаний позволяет ему увлекательно и просто повествовать о сложных вещах, посвящая читателя в жизненные перипетии выдающихся умов современности. “Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная” не исключение. Доступным языком Айзексон рассказывает читателю о физике, заставляя даже прожжённых гуманитариев вникнуть в суть дела. Более того, писатель обстоятельно и подробно излагает биографию Альберта Эйнштейна, проливая свет на самые незначительные детали.

Книга внушительных объемов – более чем четыреста страниц. Но разве гений заслуживает меньшего? В двадцати пяти (!) главах журналист касается всех аспектов жизни Эйнштейна – от раннего детства до гуманистической деятельности. Помимо всего прочего, работа содержит письма, фотографии и рабочие записки физика.

“Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная” дает не поверхностные представления об учёном, но позволяет прочувствовать всю напряженность его жизни, вникнуть как в научные баталии, так и в личную драму. Пожалуй, это одна из лучших работ, посвященных Эйнштейну на русском языке.

Дабы не быть голословным, “НЕ-ТЕКСТ” приводит несколько разноплановых цитат, подтверждающих авторитетность работы Уолтера Айзексона. (Все цитаты – “Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная” / Уолтер Айзексон; пер. с англ И. Кагановой и Т. Лисовской.: АСТ: CORPUS, 2015)

О внешнем виде и поведении:

“Его отрешенная манера держаться, неряшливый вид, поношенная одежда и рассеянность – все эти черты, которые со временем станут непременными атрибутами образа рассеянного профессора, появились у него уже в студенческие годы. Известно было, что уходя из гостей, он оставлял там одежду, а иногда в путешествиях даже терял чемодан. Хозяйка пансиона постоянно подшучивала над его способностью забывать ключи”.

О создании Теории относительности:

“Теория относительности создавалась Эйнштейном – с помощью интуиции, базирующейся на десятилетнем интеллектуальном и личном опыте. Самым важным и очевидным, на мой взгляд, было его глубокое знание и понимание теоретической физики. Еще ему помогала развившаяся во время учебы в Арау способность визуализировать мысленные эксперименты. Полезным оказалось и знание основ философии: Юм и Мах приучили Эйнштейна скептически относиться к вещам и явлениям, которые невозможно наблюдать непосредственно”.

О войне:

“Иррациональность войны заставила Эйнштейна считать, что у ученых есть и особый долг – заниматься общественными делами. “Мы, ученые, в особенности должны пропагандировать интернационализм, — говорил он, — К сожалению, нам в этом отношении пришлось столкнуться с серьезными разочарованиями даже в среде ученых”.

И, конечно, о русских:

“Типичный для Эйнштейна нонконформизм проявился и в его отношении к русским. В отличие от многих он не изменил свое мнение о них и не начал превозносить их, когда те стали союзниками в войне. Точно также после начала холодной войны он не развернулся в другую сторону и не стал демонизировать русских. Но в конце 1940-х годов эта его позиция все больше отличалась от господствующих среди американцев настроений”.

Как видим, автор по крупицам собирал различные факты, свидетельства, письма и воспоминания современников. Ловко обработав внушительный пласт информации, Айзексон представил его публике на блюдечке с голубой каёмочкой.

Очевидно, что подобные произведения не появляются на ровном месте, а пишутся после тщательного изучения не только источников, но и прочей литературы по этой же или смежной тематике. Библиографический список в конце книги поистине ошеломляет – размещен он отнюдь не на одной странице.

Фото: nokino.biz

Книга Уолтера Айзексона легла в основу первого сезона сериала “Гений” с очень интересной концепцией. Каждый сезон – своеобразная глава, посвященная той или иной известной личности. Дебютные десять серий сосредоточены на Альберте Эйнштейне, а продолжение, как уже известно, будет посвящено Пикассо.

С первого взгляда видно, что проект просветительского канала “National Geographic” далеко не пустышка. Пилотную серию снял именитый режиссер Рон Ховард, заглавную тему к сериалу написал Ханс Циммер, а Альберта Эйнштейна играет Джеффри Раш. Сразу оговоримся, что “National Geographic” немножко жульничает, занимается, как сейчас говорится, кликбейтом – где только можно выдающийся актер изображается в образе ученого, но в десятичасовом хронометраже мелькает часа четыре от силы. Он появляется в первой и последних сериях, однако в каждой из них выдает блестящий перфоманс. Остальное время на экране сияет молодой Эйнштейн, роль которого воплотил Джонни Флинн.

К слову заметим, что Джеффри Раш удостоился номинации Гильдии Киноактеров США за лучшую мужскую роль в телефильме или мини-сериале, что соответствует тенденции последних лет отмечать выдающихся актеров, засветившихся на маленьких экранах. Мэттью Макконахи, Юэн МакГрегор, Кевин Спейси и Робин Райт – все они номинировались на различные премии за работу в телевизионных проектах. Джеффри Раш из их калибра, а то и выше – вниманием его не обделили, совершив этакий реверанс. Но учитывая хронометраж роли, будет удивительно видеть награду в его руках.

Фото: liveinternet.ru

Перед зрителем сразу встает резонный вопрос: стоит ли тратить десять часов жизни на подобный телепроект? Ведь мы привыкли смотреть “Очень странные дела», “Игру Престолов” и “Ходячих мертвецов”, а “Гений” совсем другого рода.  Не каждому придется по душе наблюдать за научной деятельностью выдающегося ученого – ведь, согласимся, звучит это скучновато. Одно дело — книга, но совсем другое — сериал.

Поэтому авторы раскрутили повествование насколько это возможно. Наряду с исследованиями в области физики сериал затрагивает и множество других тем – падение Веймарской республики, Первую мировую войну, путешествие физиков в Россию. Личная жизнь Эйнштейна также представлена во всех подробностях – сериал опускает детство физика, и начинает повествование с его учёбы в университете, но зато подробно сосредотачивается на его отношениях с Милевой Марич. К слову, это одна из самых крепких и драматичных сюжетных линий. Круговоротом проносятся значимые деятели эпохи – здесь и Пьер Кюри, и Франц Кафка, и даже Йозеф Геббельс!

Откровенно говоря, к шестой серии круговорот естественнонаучных терминов, математических уравнений и споров начинает утомлять, однако как только акцент повествования меняет вектор – внимание зрителя вновь сосредотачивается на экране.

Следует отметить и другие особенности “Гения”. Например, гендерные противоречия – во всей красе мы можем наблюдать дискриминацию по половому признаку в науке на примере жены Эйнштейна Марич. Обратим внимание и на добротно воссозданную атмосферу эпохи – декорации и костюмы восхитительны. В сериале нашлось место каким-никаким спецэффектам, и выглядят они недешево.  

Шоу не ставит перед собой задачу дословно пересказать книгу – да и это не нужно. Если досконально воспроизводить на экране “Эйнштейна. Его жизнь и его Вселенную” понадобится не один сезон. Создатели сериала позаимствовали ключевые моменты и с помощью кинематографических методов воссоздали их на экране. Безусловно, работа Айзексона – крепкий фундамент, но каркас сценаристы сколачивали сами.

Первый сезон “Гения” очень своеобразный. Альберт Эйнштейн, без сомнения, неординарная личность. Но не слишком популярная для простого обывателя – он не художник, не поэт, и даже не режиссер. Однако открытия ученого намного важнее любого стиха, фильма или картины.  “National Geographic” заслуживает аплодисментов за популяризацию образа ученого в массах, но вряд ли массы по достоинству оценят сериал.

Конечно, он найдет своего зрителя. Но по крайней мере первый сезон не сравнится по популярности с другими проектами 2017 года.  “Гений” – это крепкий среднячок, который посмотрит отнюдь не каждый. И, скажем честно, многого не потеряет. Тем более, когда есть книга.

Текст: Александр Толмачев

Вам понравится

Оставьте комментарий