Большой успех «Большой маленькой лжи»

«Большая маленькая ложь» — еще одно творение канала HBO и серьезный соперник нашумевшему «Рассказу служанки». Экранизация одноименного романа Лианы Мориарти уже собрала всевозможные награды, включая «Эмми» и «Золотой глобус», а Николь Кидман в прошлое воскресенье получила премию Гильдии киноактеров США. Рассказываем, почему сериал достоин вашего внимания, и опровергаем миф о том, что литературное произведение всегда лучше экранизации.

 

До появления своей самой известной на данный момент книги на счету Лианы Мориарти уже были бестселлеры «Что забыла Алиса» и «Тайна моего мужа». Однако настоящая популярность пришла к ней именно после того, как режиссер Жан-Марк Валле («Дикая», «Даллаский клуб покупателей») перенес написанные Мориарти строчки на экран и заставил припасть к нему весь мир.

Сюжет закручивается вокруг трех подруг – Мадлен (Риз Уизерспун), Селесты (Николь Кидман) и Джейн (Шейлин Вудли), — отдающих своих детей в подготовительный класс. Действие разворачивается в небольшом калифорнийском городе Монтерее (в книге – вымышленное местечко Пирриви в Австралии), расположившемся прямо на тихоокеанском побережье. Уже на первых минутах просмотра дух захватывает — от красоты природы, людей, интерьеров их домов, словно специально созданных для фотографий в «Kinfolk». Идеальная жизнь в идеальном городе, где все улыбчивые, доброжелательные и милые. «До смерти», — вскользь замечает Селеста, и все катится к чертям.

Фото: interfax.ru

«Большая маленькая ложь» в какой-то мере развивает идею, заложенную еще в старом добром «Твин Пиксе»: маленький город с одинаковыми крышами, клумбами и соседями, которые знают про тебя все, отнюдь не идиллический райский уголок. Это симпатичная ловушка, совсем другая, «фасадная» Америка, где в каждом дворе за новенькой зеленой изгородью творятся страшные вещи, и в каждом шкафу за дорогими шифоновыми платьями скрывается скелет. Эти скелеты и стараются спрятать героини, выдавая себя то неловко брошенной фразой, то резким жестом, то не вовремя показавшимися на глазах слезами.

Лучше всех удается держаться Селесте – ледяной грациозной красавице, любимой жене и нежной матери двух белокурых близнецов. Несмотря на то, что именно её образ задумывался как центральный, он прорисован в романе очень схематично, словно Мориарти и сама ничего не знает про свою героиню, кроме того, что она немногословна и рассеянна. Эту неопределенность, недосказанность удивительно точно передала и усилила в сериале Николь Кидман. Быстрые взгляды, испуганные вздрагивания от каждого громкого звука, ставшее привычным одергивание рукавов (только бы не заметили синяки) – мелочи, которые занимают на пленке секунду времени, а на бумаге четыре слова.

Муж бьет вас, Селеста?

Николь удалось показать в сериальной Селесте то, что в Селесте книжной нужно было додумывать, «дорисовывать» в своем воображении. «Как только вы видите её в первой сцене – а в книге я описала её как очень нервного персонажа, – вы сразу всё о ней понимаете, хотя Кидман при этом не говорит ни слова», — говорит Мориарти.

Вообще, весь актерский состав настолько слился со своими книжными прототипами, что представить на их месте кого-то другого было бы сложно. Да, в книге у Мадлен темные волосы, Рената Кляйн – хрупкая миниатюрная женщина (какой там рост у Лоры Дерн, метр восемьдесят?), а Бонни – бледнокожая девушка с длинной белой косой… Но как только вы слышите болтовню Уизерспун, видите благородное, холеное лицо Дерн и подпеваете Зои Кравитц, раскачивающейся в такт своим мантрам, перед вами предстают реальные герои Лианы Мориарти.

Фото: elle.com

Настоящее открытие сериала – звезда «Дивергента» Шейлин Вудли. Она воплотила на экране сложный и драматичный образ молодой матери-одиночки, изнасилованной в юном возрасте и до сих пор не оправившейся от потрясения. Ее героиня Джейн мучается от видений и ночных кошмаров, в которых она то переносится назад в роковую ночь, то представляет себе, как расправится с обидчиком. То, что в романе представляется как воспоминания Джейн, обрывочные мысли, в сериале превращается практически в отдельную сюжетную линию: молодая девушка в разорванном синем платье несется по побережью за статным мужчиной, лица которого мы не видим. Ноги ее увязают в песке, мужчина удаляется, она наставляет на него пистолет…И просыпается, чтобы вскоре вновь вернутся к своей неотвязной мысли.

И все это на фоне невероятно красивых зеленых холмов, рубинового заката, за которым так приятно наблюдать из панорамных окон белоснежного особняка, и разбивающегося о скалы океана, который беспрестанно меняет свой цвет, словно тоже что-то скрывает.

Фото: wisdomofart.com.ua

По словам самой Мориарти, атмосфера её романа отличается от той атмосферы, которую создал вокруг её произведения Жан-Марк Валле. Сериал получился в лучших традициях HBO: несколько мрачновато, но очень стильно, каждый кадр выверен до совершенства, и даже откровенные жестокие сцены на первый взгляд кажутся одной из умело отредактированных картинок в ленте Pinterest. Разумеется, если не приглядеться внимательнее.

Создатели сериала очаровали поклонников еще и тем, что ввели дополнительного героя. И разговор сейчас не о коллеге-любовнике Мадлен, а о музыке. Она выступает в сериале фактически как полноправное действующее лицо, заявляя о себе еще в заставке, которую даже не хочется проматывать. Под ритмичный саундтрек, название которого (вот совпадение) звучит как «Маленькое холодное сердце», один за другим сменяются изысканные калифорнийские пейзажи и кадры женщин за рулем. А потом шестилетняя Хлоя Маккензи включает свой айпод. Играет Дэвид Боуи. Очередная изумрудная волна разлетается на блестящие водяные осколки. И вы попадаетесь на удочку.

Союз Мориарти-Валле оказался более чем успешным: небольшой роман австралийской писательницы превратился на экране в острую социальную драму, а в свете последних событий – в еще один мощный женский манифест. 

Символическая сцена сближения героинь в финале — это и есть та самая Girl Power, которая призывает забыть личные разногласия и противостоять общим врагам – насилию и несправедливости.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что такого успеха сериал достиг только потому, что появился «в нужное время в нужном месте», и не случись нового подъема феминистского движения, остался бы он никому не интересным… Но стоит отметить, что книга Мориарти появилась в 2015 году, а ее героини сказали себе: «Time’s up» задолго до голливудских скандалов и последующих «парадов» черных платьев. И, кажется, их услышали.

Текст: Мария Ушакова

Вам понравится

Оставьте комментарий