Шумное «Молчание» Скорсезе

Когда человеку навязывают то, что ему не нужно, это называется горе-благодеяние. Христианская вера — такой же подарок.

«Молчание» Сюсаку Эндо

«Молчание» — новый фильм всемирно известного мэтра кинематографа Мартина Скорсезе, к которому он шел более тридцати лет. В основу картины легло произведение японского писателя-католика Сюсаку Эндо, в творчестве которого центральное место занимало осмысление возможности существования христианства в Японии.

Одноименный роман основан на реальных событиях XVII века, а именно гонениях японских властей на христианских миссионеров и обращённых в христианство японцев. До ордена иезуитов доходят слухи, что один из виднейших священнослужителей падре Феррейра (его роль исполняет Лиам Нисон) позорно отрекается от христианства и принимает местную веру. Три ближайших ученика священника (в фильме их стало двое) пробираются в крайне изолированную от иностранцев страну для того, чтобы опровергнуть информацию о судьбе их любимого учителя.

«Молчание» можно считать третьим и завершающим фильмом «религиозной трилогии» Скорсезе вслед за «Кундуном» и «Последним искушением Христа».

В других фильмах автора также прослеживается религиозная составляющая (ведь в молодости режиссер сам мог стать священником). У Скорсезе получился достаточно личный фильм. Посредством главного героя,  как будто сам режиссер пытается развеять свои религиозные сомнения в диалоге (монологе?) с богом, но в ответ слышит глухое молчание.

Персонажи падре Родригес (Эндрю Гарфилд) и падре Гарупе (Адам Драйвер) предстают перед нами молодыми и романтичными священниками, стремящимися нести истину «темному» народу языческой Японии. Слепая гордыня Родригеса – ведь падре возомнил себя чуть ли не Иисусом – приводит к множеству бессмысленных жертв среди простых крестьян. Наслушавшись проповедей миссионеров, они начинают верить в бога-солнце и попадание в рай сразу после крещения. Для японских крестьян, живущих в ужасных условиях, выбор христианства обусловлен не искренностью веры, а обещанной благодатью и раем, которого нет в японской религии.

Фото: panmacmilan.com

Здесь необходимо понимать, что собой представлял орден иезуитов и чем они занимались. Орден или секта (как кому угодно) по своей структуре напоминает армию с жёсткой дисциплиной, строгой централизацией и беспрекословным повиновением младших по положению старшим. Иезуиты обладали довольно абстрактными представлениями о морали, которую они сами называли «приспособительной» для того, чтобы можно было произвольно толковать святое писание и христианское учение и использовать его в своих целях. Слово «иезуит» стало синонимом хитрого и изворотливого человека. Во многих странах, в том числе в  христианской Российской империи, христиане-иезуиты были и вовсе запрещены.

Что интересно, Родригес и Гарупе по пути в Японию делают остановку в Гоа, где христианские миссионеры применяли не менее жестокие меры, чем японские правители, по отношению к местному населению за то, что те продолжали ходить в свои храмы.

В «Молчании» также прослеживается множество отсылок к священному писанию. Здесь присутствует и собственный Иуда, комично-часто появляющийся в кадре и раз за разом отрекающийся от Бога. Падре Родригес в каждом случае отпускает его грехи. И Понтий Пилат в образе местного инквизитора, пытающийся убедить священника-иезуита в тщетности навязывания чужой религии японцам. Инквизитор искушает священника тем, что, если он публично отречется от своей веры, гонения на японцев-христиан прекратятся. Данный сюжетный поворот поднимает тему предательства и отступничества и перекликается с экранизацией книги «1984» Джорджа Оруэлла, где от главного героя требовали совершить символическое предательство и сказать: «Не делайте это со мной, сделайте это с ней».

Безусловно, фильм блестяще снят и здесь перед режиссером остается только снять шляпу. При напрочь отсутствующем саундтреке зрителя сопровождает непрерывная магическая музыка природы, будь то шум прибоя или трели птиц. Отдельно стоит отметить и операторскую работу, за которую фильм получил номинацию на Оскар. Но, к сожалению, за эстетической составляющей скрывается полное бессилие усомнившегося проповедника и неубедительность режиссера.

Фото: imdb.com

На протяжении двух часов на фоне магических пейзажей Тайваня (именно там снимался фильм) зритель вновь и вновь наблюдает за непрекращающейся чередой ужасных пыток, насилия и бессмысленных смертей. Во время просмотра только и задаешься вопросом «ради чего?».

Поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не ходят» как нельзя лучше описывает происходящее в реальности «Молчания».

В работе Скорсезе практически отсутствует важнейший вопрос, поднятый в книге Эндо: в чьих руках находится религия? Религия была, есть и будет инструментом власти, будь то католический орден иезуитов или японские сёгуны. Молодые священники, опьянённые верой, легко поддаются манипуляции и являются лишь орудием в руках могущественной организации, старающейся расширить свое влияние. В таком случае два иезуита становятся орудием зла, от которого, естественно, хотят защититься японские власти.

Для Скорсезе же центральных вопроса два: в чем суть веры и на какие жертвы можно пойти ради нее. Прибегая к достаточно банальному приему (напоминающему финальные сцены «Рая» Андрея Кончаловского), Скорсезе дает следующие ответы: даже самая искренняя  вера не стоит человеческой жизни, однако, Родригес осознает это только когда жертв в от его безответственной проповеди станет слишком много.

Суть же веры заключается в до боли простой истине, открытой зрителям под занавес картины: достаточно верить в бога в душе. Логичным будет повисший в воздухе новый вопрос: «ради чего тогда погибли многие японские новообращённые мученики?» Ответом будут предсмертные слова принца датского:

«The rest is silence».

Текст: Левон Арутюнян

Вам понравится

Оставьте комментарий