Спор: «Зови меня своим именем»

Мария Морякова: О персиках и любви

Маленький итальянский городок, пропитанный романтикой восьмидесятых, бесконечный солнечный свет и персики – вот главные составляющие нашумевшей экранизации романа Андре Асимана «Зови меня своим именем». 

Хотя в России о ней, конечно, шумели не очень много, даже как-то тихо и локально: любовь двух молодых людей, 17-летнего итальянского подростка Элио (Тимоти Шаламе) и 24-летнего американца Оливер (Арми Хаммер), — слишком проблемная тема для нашей страны. 

Вообще, чтобы быстро разделаться с негативом и двигаться дальше, отмечу сразу, что идти на фильм в кинотеатр было ошибкой. Потому что, как бы не хотелось быть снобом и начинать говорить плохо о русском менталитете, но русский менталитет, к сожалению, зачастую говорит сам за себя. В большинстве своем, зал вел себя неадекватно, словно люди, пришедшие на фильм, который показывали лишь в отдельных кинотеатрах города, в контексте кинофестиваля, не знали, о чем он будет. Зрители не могли сдержать смех в любых романтических сценах (что становится проблематичным, если речь идет о романтической драме), то и дело вслух произносились различные ехидные комментарии, а венцом всего этого, на мой взгляд, стала фраза одной девушки, случайно подслушанная мною в туалете после сеанса:

«Да я не гомофобка, просто арт-хаусы не люблю!».

Что звучит как вполне себе имеющая право на жизнь позиция, если не считать того, что «Зови» — это совсем не арт-хаус. И, если честно, даже не фильм о гомосексуальности. 

Мне отчего-то кажется, что замени главного героя на девушку – повествование не сильно изменится. Разница в возрасте, непонимание постоянно меняющегося в настроении Оливера, неизбежность разлуки – все это останется на месте. И главной все еще будет непреодолимая, отчаянная страсть, приводящая к любви, для которой, как известно, пол не важен. 

В фильме даже нет «отрицательных героев», нет конфликтов, кроме как внутренних, на самом деле у них даже не было нужды скрываться, ведь отец Элио был готов поддержать сына в любой ситуации. Когда смотришь на их красивый добрый мир, хочется оказаться там же и пожить их жизнями хотя бы пару недель.

Не только потому, что этот мир видится таким благополучным, но еще и из-за атмосферы, которой наполнено все действие. Даже те, кто раскритиковал сюжет, не могли отрицать, как приятна сама «картинка». Обладающий свойственными всем маленьким европейским городкам неспешностью, уютными маленькими домиками, ежевечерними посиделками на площади, Крема словно существует вне времени. Тут как и с полом главных персонажей: добавь айфоны, замени музыку, играющую на их дискотеках – это не изменит и строки в развитии событий. Пожалуй, единственная вещь явно демонстрирующая, что действие происходит не в наше время – это нужда героев скрывать свое еврейское происхождение, чему, к слову, Оливер не следует.  

И вот в этом мире, состоящем из зелени, велосипедов и брусчатки, Семья Перлманов ведет практически богемный образ жизни. Они много читают, каждый вечер принимают гостей, слушают игру Элио на фортепиано, купаются в море и бассейне, едят свежепойманных окуней и персики, которые растут прямо в их саду, позволяют себе послеобеденный сон и ловят столько солнца, сколько возможно. Но эта чарующая размеренность не могла быть достаточным для Элио.

Фото: startfilm.ru

Тут уже что-то из Пушкина: «пора пришла, она влюбилась». Только чувства юноши выглядят так, будто он был влюблен уже задолго до их встречи, будто вся его жизни была лишь преамбулой этих быстрых, незаконченных, но таких важных отношений. Он должен был встретить однажды этого человека, пришельца из другого мира, с другого конца света, который в то же время непонятным судьбоносным образом так близок ему по разуму. Он должен был захотеть его, захотеть и физически, и морально, больше, чем кого-либо из всех его предыдущих подружек, так, чтоб безотчетно и дерзко делать вещи, которые многие назвали бы пошлым словом «грязные», но которые являются тут гораздо большим, чем простое самоудовлетворение или похоть. Так много чувств и эмоций вложено во все, что Элио связывает с Оливером, что при просмотре постельной сцены, даже если и ощущается неловкость, то лишь оттого, каким интимным выглядит происходящее. Это словно увидеть на столе открытую тетрадь, начать читать её и тут же осознать, что это чей-то личный дневник. 

А если кому-то так не покажется, то монолог отца Элио должен переубедить:

«Ты, конечно, понимаешь, каким редким, каким особенным было то, что между вами было. <…> Как тебе жить – это твое дело. Просто помни. Душа и тело даются нам только один раз. Не успеешь оглянуться, как душа одряхлеет. А тело… В какой-то момент никто не захочет на него даже взглянуть. И уж тем более – к нему прикоснуться. Сейчас… ты испытываешь горе. Боль. Не подавляй их. Иначе ты подавишь и счастье, которое познал.»

Возвращаясь к тому злополучному просмотру фильма в кино: этот эпизод был единственным, когда все в зале замолчали, уж не знаю, тронутые глубиной слов или простым обаянием прекрасного Майкла Сталберга. Вообще весь актерский состав выглядит очень органично, от Амиры Казар с её хитрым взглядом карих глаз, играющей мать Элио, до самого Шаламе – тонкого, немного женственного и трогательного. И чудным образом реальность совпала с ролями у обоих главных героев. Первая крупная роль Тимоти, как и первое сильное чувство Элио, проходит в паре с опытным Хаммером, то есть Оливером, который даже если не знает, что делает, то уж точно умело притворяется. 

И, наверное, именно из-за того, что их игре так легко поверить, предсказуемый финал все равно разбивает сердце не только Элио, но и зрителю. Короткий звонок, объявление о свадьбе, и 

-Элио, Элио, Элио, Элио, Элио.

-Оливер.

Он все помнит, но разве это что-то меняет? И пока высвечивается на экране название, пока идут финальные титры, Элио (или же в этот момент он Оливер?) будет сидеть у камина, а за ним будут ходить люди, накрывать на стол и шуметь тарелками, потому что жизнь, несмотря ни на что, продолжается.

Александра Халфина: Красота пустоты

Фото: daily.afisha.ru

Если углубиться в рецензии на фильм «Зови меня своим именем», то взору откроется мир сплошь положительных отзывов, восхваляющих эстетику, искренность и глубокую мысль о простых человеческих чувствах, заложенную в картине. Жару в камин всеобщего одобрения подбавляет и номинация фильма на Оскар, что звучит довольно воодушевляюще ровно до момента просмотра фильма, после которого все вышеперечисленное заставляет лишь недоумевать.

Однако, говоря об этом фильме, в первую очередь стоит отметить его атмосферу, картинка действительно вышла привлекательной и располагающей, она изначально будто настраивает на приятное времяпрепровождения.

Но, к сожалению, прекрасные летние пейзажи и уютные домики Италии 80-х не спасают сюжет, а лишь немного сглаживают утомительное раздражение ближе к финалу.

Сам фильм рассказывает о внезапно вспыхнувших чувствах между семнадцатилетним Элио и двадцатичетырёхлетним Оливером, отношения которых принимаются родителями главного героя, да и обществом в целом с распростертыми объятьями, как такового конфликта в сюжете нет. Таким образом, перед зрителем предстает довольно простая история о любви, взрослении и самопознании.

К актерской игре претензий нет, в картине безусловно есть чувственность и та самая «химия» между героями, но при этом каждый из персонажей в отдельности представляет собой довольно картонный типаж для мелодрамы. Элио – классический «не такой как все» подросток, лениво проводящий свои летние каникулы за чтением и развлечениями со своими сверстниками. Оливер же весьма наглый, уверенный в себе молодой человек, который привлекает и располагает к себе всех и каждого. Словом, перед нами обыкновенные герои своего жанра, за которыми было бы совсем уж тоскливо наблюдать, если бы актеры вовсе не старались.

Безусловно, сегодня ждать оригинальности от персонажей кино представляется довольно затруднительной задачей, ведь все, что можно, уже придумано и снято, но «Зови меня своим именем» определенно не достает раскрытия героев, чтобы они не смотрелись столь однобокими.

Никакой экспозиции в фильме нет, предыстории Элио и Оливера мы не знаем, поэтому оценивать их можно только с позиции здесь и сейчас, но проблема в том, что здесь и сейчас происходит исключительно животная похоть, диалогов между героями в фильме считанное количество, большая часть происходит якобы на эмоциональном уровне, но при этом на выходе мы получаем лишь бесконечную чувственную и хорошо сыгранную прелюдию, но не более.

Фото: angliya.com

Мораль в фильме присутствует, хоть и до боли очевидно повествует о том, что будучи молодым нужно узнавать себя и наступать на грабли, главное – по-настоящему чувствовать, но преподнесена эта мысль весьма уместно в монологе отца Элио ближе к финалу, за что прежде всего стоит благодарить проникновенную речь актера.

В целом картина отдает некоторой искусственностью происходящего, будто старательно выдавая себя за что-то большое, чем она является.

После финальных титров совершенно ясной становится причина номинации фильма на Оскар, а кроется она, по-видимому, исключительно в затрагивании темы ЛГБТ. К сожалению, на сегодняшний день этого вполне достаточно, чтобы фильм был признан шедевром, для убедительности можно еще добавить в картину тему расизма и персонажа инвалида, например. Но если заменить одного из главных героев на девушку, по итогу мы получим тоже самое, фильм останется той же тривиальной историей любви и взросления, только в этом случае едва ли кто-то обратит внимание на это кино, а уж тем более номинирует его на всемирно известную кинопремию.

Подводя итоги, «Зови меня своим именем» — красивая, немного затянутая, с очевидным посылом мелодрама, которая скорее всего придется по душе подросткам. Это не плохое кино своего жанра, за которым можно скоротать вечер, но не стоит ожидать от него чего-то сильного и по-настоящему цепляющего.

Вам понравится

Оставьте комментарий