«Я был нем и прост в начале жизни, буду нем и прост в конце»

Немногим известно, что лауреат Нобелевской премии по литературе, знаменитый писатель, подаривший миру такие романы как «В сердце страны», «В ожидании варваров», «Бесчестье» и многие другие  Джон Кутзее, в юношестве увлекался фотографией. Снимки, сделанные более 60 лет назад, рассказывают о детстве писателя, проведенном в предместье Кейптауна (ЮАР), оказавшем немалое влияние на творческую деятельность писателя.

Лишь в 2014 году, по прошествии многих лет, после того, как Дж.М.Кутзее переехал из Южной Африки в Австралию, он, наконец, продал свою квартиру в Кейптауне. Каково же было изумление нового жильца, когда в ходе уборки он обнаружил коробку доверху заполненную старыми чернобелыми фотографиями Кейптауна 50-х годов и непроявленными негативами. Эти пожелтевшие снимки могли бы послужить превосходными иллюстрациями к трехтомной автобиографии писателя, опубликованной под заголовком «Сцены из провинциальной жизни».

Дж. Кутзее. Автопортрет (1956)

Фото: nytimes.com

Джон Кутзее известный затворник, не любит повышенного к себе внимания, что и говорить, если он, будучи одним из самых награждаемых писателей современности не участвовал ни в одной из церемоний награждения, за исключением его нобелевского выступления.

Дважды лауреат Букеровской премии (за романы «Жизнь и время Михаэла К.» и «Бесчестье»); был также удостоен престижной Иерусалимской премии; а в 2003 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой:

 

«Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия». 

Вера Кутзее, мать писателя на фоне семейного дома в Пламстеде, пригороде Кейптауна

Фото: nytimes.com

Более того, журналист Райян Мэлэн писал, что Кутзее

«человек практически монашеской самодисциплины и предназначения. Он не пьет, не курит и не ест мясо. Он преодолевает на велосипеде большие расстояния, чтобы поддерживать физическую форму, каждое утро проводит как минимум час за письменном столом и так семь дней в неделю. Коллеги, которые работают с ним уже десятилетиями, утверждают, что видели его смеющимся только однажды. Он посетил несколько званных обедов на которых, по наблюдениям присутствующих, не проронил ни единого слова».

Поэтому неудивительно, что до недавнего времени никто и не знал, что прежде чем обратиться к литературе, еще в подростковом возрасте, Кутзее весьма преуспел в искусстве фотографии. Найденные архивы немного приоткрывают завесу тайны над источником вдохновения писателя.

На наш взгляд одним из самых сильных романов автора является «В ожидании варваров», написанный во времена апартеида и необычайно ярко и живо раскрывающий тему расовой дискриминации и сегрегации коренного населения страны.

Книга стала мощным протестом против любых форм насилия над человеком.

Действие романа разворачивается в вымышленном городке на окраине безымянной Империи, взбудораженном тревожной вестью о скором нападении варваров — кочевников, коренных жителей близлежащих пустынь. Для проведения расследования и предотвращения нападения из далекой Столицы приезжает полковник. Однако его методы вызывают неодобрение у жителей провинции в целом и городского судьи, исполняющего обязанности управляющего городом, в частности. Ведь полковник готов изводить, пытать и даже казнить любого, лишь бы вытрясти из человека нужные показания. Знаешь чтото о варварах — будут пытать пока не расскажешь все или же не умрешь; сочувствуешь варварам — подвергнут публичным унижениям; сомневаешься в реальности готовящегося набега варваров на Империю — казнят без промедлений, поскольку это значит, ты не веришь Столице, сомневаешься во власти. Судья, тем временем, начинает задаваться вопросом законности империализма и целесообразности так называемых «карательных операций», снаряжаемых Столицей в пустыни с целью пресечь любые попытки варваров не напасть, но даже приблизиться к границе Империи.

Фото: nytimes.com

Эти сомнения постепенно превращают его самого из обвинителя в жертву — его лишают всяческих полномочий, сажают в тюрьму, пытают, унижают и в конечном счете дух его оказывается сломлен, он больше не может сопротивляться, не может помешать Столице вершить суд. Однако вскоре, после «карательной экспедиции», солдаты во главе с полковником покидают город, несмотря на продолжающие расползаться слухи, что кампания против варваров не возымела успеха и кочевники продолжают готовить нападение на приграничный город Империи. Многие жители в страхе  уезжают с последними солдатами. Время идет, однако никаких свидетельств близящегося нападения варваров нет.

Так действительно ли готовилось нападение на Империю? Кто они на самом деле, эти варвары? Справедливы ли все эти экзекуции и казни? Легко ли быть человеком и сколько времени должно пройти чтобы цивилизованный человек превратился в животное? Оглушительный финал этого жестокого романа не оставит без ответов. Эта книга обличает человеческие пороки и жестокость, показывает, что паническое, неопределенное ожидание чегото ужасного гораздо страшнее самого грядущего ужаса.

Текст: Яна Бишир 

Вам понравится

Оставьте комментарий