Истории — страшное дело

История книги «Голос монстра» начинается с того, что автору не хватило времени ее закончить. Она умерла и передала записи своему редактору,  который в свою очередь, сделал выбор в пользу Патрика Несса.

Года три назад я случайно увидела иллюстрации к «Голосу монстра», поразилась  и пошла скачивать книгу. Дочитала — пошла смотреть на иллюстрации. С тех пор эта история меня не отпускает, и я возвращаюсь к ней снова и снова.

Фото: litmir.me

Черное. Белое. Пятна туши растекаются по страницам. Силуэты Елизаветы Бем в них соединяются с текстурами Мунка. Смотря на них, чувствуешь  напряжение, которое затягивает в мир страшного детского сна. Материал выбран идеально. Кляксы — это то, что нужно стереть со страниц, но не получается. Случайные, марающие белую плоскость черные пятна, от которых хочется избавиться. Подобная этим черным пятнам, онкология — сложная тема для разговора. Для книги, фильма или фотографии — для чего угодно. Это то, о чем не принято говорить между делом, а строить серьезную мину никому не хочется. И всегда есть вероятность сказать что-то лишнее.  

Выходит — это черная зона для диалога, в которую не каждый рискнет войти.

Что делать, если твоя проблема настолько большая, что ты с ней не справляешься? Мать Конора умирает от рака, и мальчик встречает жалость со стороны взрослых, поддержку и травлю со стороны сверстников, холодность бабушки и равнодушие отца. И каждую ночь после 00:07 к нему приходит монстр, чтобы рассказать три истории о человеческих жизнях, и правде, которая не всегда та, что кажется на первый взгляд… Он рассказывает о том, что «королевства получают тех принцев, которых заслуживают», что «многие истинные вещи похожи на обман» и в конце хочет услышать правдивую историю от Конора.

Фото: shazoo.ru

Вглядитесь. На доме сидит монстр, настолько громадный, что птица на торчащих ветвях кажется крупинкой. И там же в одной из комнат, сидит мальчик. Поза монстра — это поза мальчика — обреченное ожидание, неопределенность будущего и груз ответственности на плечах — все это читается по ней.

Смотришь на монстра, сидящего на крыше, а видишь мальчика.

Удивительно, но эта была первая серьезная работа Джима Кея. До этого художник участвовал в выставках и иллюстрировал энтомологическую энциклопедию. Несмотря на это заказчики не сомневались, что Кей с работой справится. Так и вышло. В 2012 году книга получила сразу две престижные премии. И одна из них — Медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации. Это тот случай, когда книга бьет по эмоциям в самое сердце, а иллюстрации добивают.

Фото: livelib.ru

«Конор резко обернулся. Каким-то образом чудовище оказалось в бабушкиной гостинице. Конечно, оно было слишком большим и ему пришлось  наклониться, слишком низким был потолок».

Закончив читать я пошла смотреть, что еще написал Патрик Несс и была разочарована. Я не поняла, как автор с таким серьезным отношением к своим маленьким читателям («Голос монстра» рекомендован Британской ассоциацией библиотекарей детям от 9 лет и старше) может так меняться от одной книги к другой. Все встало на свои места, когда я узнала, что оригинальная идея принадлежит другому писателю.

Ирландская писательница Шиван Доуд умерла от рака в 2007 году, не успев закончить историю. Ее книги, к сожалению, не переведены на русский язык. Патрик Несс, получив рукописи Доуд, принял решение не подражать ее языку, а написать роман в своем стиле. И это было прекрасным решением — резкий рубленый язык отлично подходит повествованию. Стала бы эта книга бомбой, выйдя из-под пера Шиван Доуд? Жаль, что мы этого не узнаем.

Прошло несколько лет, а эта история все еще живет рядом со мной. Как сказал монстр:

«Истории — страшное дело. Они преследуют, цепляют и не отпускают».

Мне представляется, что эта книга — монстр, который пришел рассказать нам свою первую историю. Будут ли еще две?  Скорее всего нет. До сих пор Патрик Несс не повторил своего успеха 2012 года. Он работал над сценарием к сериалу «Класс» для телеканала BBC Three, закрывшегося после первого сезона и весной 2017 года выпустил книгу «Release».  Наверное, нужно умирать, чтобы придумать нечто  подобное «Голосу монстра»…

Настолько же грустное и искреннее.

В предисловии романа значится — «Посвящается Шиван».

Фото: superpunch.net

Сколько судеб затронула эта книга! Патрик Несс получил медаль Карнеги. Иллюстратор, ранее рисовавший жуков, после «Голоса монстра» работает  с Роулинг. Это история, которая стала чем-то большим, чем просто история.  

Красота подобных произведений раскрывается, в том числе, когда узнаешь, как они создавались. Это заставляет внимательней вчитываться в строки.

Магия этой книги происходит где-то на уровне ощущений — ожидание боли на грани между детством и взрослой жизнью, когда понимаешь, что не все в этой жизни будет хорошо.  Что монстры, которые приходят в ночных кошмарах — не самые страшные.

Текст: Инга Григоренко

Вам понравится

Оставьте комментарий