Дружба народов: Россия и Япония. «Идиот» реж. Акира Куросава

Путешествие на Восток следует начать с краткого экскурса в базовые и, во-многом, поверхностные представления россиян о Японии в целом. Каждый из нас в ответ на вопрос «с чем у тебя ассоциируется Япония» неизбежно перечислит ряд стереотипов – сакура, гейши, самураи. Абсолютное большинство наслышано об обоюдных претензиях на Курильские острова.

И лишь небольшой процент сможет похвастаться знаниями намного более специфического толка. Еще недавно будучи представителем «знатоков» из первой категории, медленно, но верно ваша покорная слуга взобралась если и не на вершину священной горы Фудзи (3 776 м, шутка ли!), но уж точно подобралась к подножию этого спящего вулкана.

  • Позади поиски залива Суми и фотографий Macaca fuscata
  • Осмысление парадокса феномена гейш и культа стыда
  • Позади поиск отличий самурая от ронина
  • Закономерное столкновение с их женским воплощением
  • Позади десятки произведений аритмичной традиционной поэзии и тщетные попытки перестать удивляться ее гению
  • Магические гравюры, ставшие самостоятельным брендом
  • Наконец, позади открытие вселенной японских мэтров кинематографа

Так мне казалось еще совсем недавно. Сейчас же с неоспоримой ясностью мне очевидно — все только начинается.

А начнется все с обратного отсчета.

«ИДИОТ», РЕЖ. АКИРА КУРОСАВА (ЯПОНИЯ, 1951)

Фото: lumiere-mag.ru

Записки дилетанта менее всего оскорбительны для уха и глаза профессионала, если заведомо признают свою субъективность и акцент на личном впечатлении. И потому начнем мы с Кино.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ РУССКУЮ КЛАССИКУ ТАК,

КАК ЛЮБИТ ЕЕ АКИРА КУРОСОВА

[1й материал цикла]

Погружаться в омут по старорусской традиции с головой я начала с известнейших картин Акиры Куросавы. До того была аниме маэстро Миядзаки, но она не в счет – уж очень давно она любима, да и к кинематографу относится довольно опосредованно, её стезя – мультипликация.

Вначале были легендарные «Семь самураев». Следом гуманистический «Расёмон» (о нем мы писали). Однако, как бы остросюжетны и социально-значимы эти работы ни были, в данной статье речь пойдет о произведениях куда менее популярных в нашу эпоху. Малоизвестных, но греющих душу русского зрителя.

Названия этим шедеврам «Идиот», «Жить», «На дне» и «Дерсу Узала».

Книга первая. «Идиот»

Фото: sharethefiles.com

В безумном мире только сумасшедшие остаются здравомыслящими.

Акира Куросава

Очевидно, действие «Идиота» Достоевского по-японски будет перенесено на японскую же почву – в декорации послевоенного Хоккайдо с японскими же актерами.  К слову, актерский состав поистине впечатляет.

Сэцуко Хара – исполнительница главной женской роли – одна из икон азиатского кинематографа, известная по культовым картинам Ясиро Одзу и Акиры Куросавы. Масаюки Мори – князь Мышкин à la japonaise — снялся в 4-х наиболее резонансных кинолентах Куросавы. Ну и, конечно же, куда без Тосиро Мифунэ – одного из любимых актеров маэстро.

Фото: miuki.info

Григорий Михайлович Козинцев, советский режиссёрсценарист и лауреат множества премий так отзывался об очередном шедевре японского кинематографа:

«Идиот» Куросава, на мой взгляд, истинное чудо перевоплощения классики в кино. Страницы Достоевского чудесным образом оживают, слова – тончайшие определения – материализуются. И я вижу на экране глаза Рогожина – бешеные, жгущие, раскаленные угли – именно такими, какими их написал Достоевский….  В фильме все внешнее непохоже. Но все воспроизводит самое существо, связь вещей. В жизненности фильма присутствуют и современная натуральность, и какой-то древний религиозный подтекст – отсюда странный покой душевного мира князя Мышкина, и воспаленное сознание Рогожина».

Современному же российскому зрителю прежде всего запоминаются авторские приемы художника – крупные планы, аллюзия на русский стиль и общий для большинства фильмов маэстро симбиоз европейской и азиатской культур.

Akira Kurosawa GIF by Maudit - Find & Share on GIPHY

Фото: giphy.com

Впрочем, не менее свойственно картинам Куросавы и анти-культурное, противопоставление неукротимой природы хрупкому миру человеческой цивилизации, обращение к природе и акцент на беспомощности человека. Каждый эпизод картины, столь важной для уже получившего признание режиссера, безусловно, проработан в мельчайших деталях. Естественная симметрия и красноречивый минимализм каждого кадра как эстетический магнит не позволяет ни на секунду отвести взгляд от экрана. К тому же, на протяжении всей картины, зрителя, подсознательно занятого поиском отличий от каноничного текста романа, не покидает тягостное ощущение крадущейся необратимости и предчувствие затаившейся катастрофы. Она придет также тихо, с каким достоинством она выверяла каждый свой шаг.

Как о смерти в жизни самурая, о ней всегда догадываются, но никогда не ожидают.

Акира Куросава однажды сказал:

«Мои взгляды и психология похожи на взгляды и психологию героя «Идиота». Может быть, поэтому я так люблю Достоевского».

Может быть, поэтому князь Мышкин в интерпретации кинематографиста имеет общее с Федором Михайловичем прошлое – смертный приговор и внезапное помилование.

«Книги Достоевского читаю и перечитываю постоянно, – рассказывал мэтр. – Никто, кроме него, не способен так искусно писать о людях, их психологии и судьбе. Благодаря ему я понял жизнь».

Итак, главную роль в жизни культового японского режиссера сыграл национальный русский философ, а фильм по его произведению мэтр называл лучшим в своем творчестве.

Такова история о том, как русское литературное наследие влияет на историю мирового кинематографа.

Хотя постойте…

Это только ее начало.

Текст: Анастасия Тайнс-Ковалевская

 

Вам понравится

Оставьте комментарий