По следам По. Загробный романтизм против ФБР

Человеческие сердца на протяжении уже двухсот лет озабочены сакральным творчеством Эдгара Алана По. Его проза тревожит любое притупленное и спящее сознание. А как сегодня показывают потусторонний мир американского классика?

По всей видимости, чтобы как-то избавиться от мучительных призраков и загадок писателя, в 2013 году Fox запускает сериал «The Following» («Последователи»).

ИДЕЯ

Дух По освобождают от сидения за американской школьной партой и дозами вводят романтизм классика в сюжет очередного детективчика, где штампы ставят сами себя. Впрочем, создатель сериала Кевин Уильямсон, сценарист таких фильмов, как «Крик 1-4», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Факультет», имел полное право и богатый опыт на воплощение чего-либо подобного – кровавого и безумного.

Идейной основой сериала послужил перенос атмосферы новелл По, который заставлял тени, крадущиеся по каменным стенам его придуманных особняков, перебегать в сознание читателя. А манера поведения убийц будто бы переняла литературный стиль писателя – до жути лаконичный.

СЮЖЕТ

Он до боли типичен. Агент ФБР Райан Харди (Кевин Бейкон) должен поймать сбежавшего из тюрьмы серийного убийцу Джо Кэролла (Джеймс Пьюрфой). Райан несколько лет назад уже посадил Джо. Как же маньяк улизнул? Спасательным кругом для убийцы стала секта его последователей, сердца которых он когда-то, будучи преподавателем литературы в колледже, расточил чтением того самого По.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Последователи – это главный герой сериала. Такой ревущий от безмозглого поклонения и жажды крови организм. Но связка протагонист-антагонист в сериале – самая ценная драматургическая находка его авторов.

Фото: atlantablackstar.com

Кевин Бейкон («Невидимка», «Люди Икс: Первый класс») много лет искал себе подходящую роль. А Джеймс Пьюрфой («Обитель зла», «Джон Картер») застрял на театральных подмостках. Именно «Последователи», на съемочной площадке которых встретились оба актера, дали им шанс сыграть неоднозначных и сложных персонажей.

Райан Харди – борющийся с алкоголизмом страж закона, обремененный тяжелым детством и неудачным браком.

Джо Кэролл – обаятельный маньяк, цитирующий По.

Главное противостояние этих персонажей да и сериала в целом сводится к вечным вопросам о цене жизни, о почти несуществующей границе между жизнью и смертью. Эти вопросы золотой нитью вышивал в своих произведениях Э.А. По. Поэтому события сериала пестрят отсылками к известным его трудам – «Маска Красной смерти», стихотворение «Ворон».

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Никуда без пушечного мяса армий добра и зла! Последователи – не только отпетые фанатики Кэролла и По, но и любители изощренных способов убийств.

Фото: entertainment-focus.com

За маньяком пошли не только влюбленные в него до смерти девушки, но даже современные «Ромео и Джульетта» в гомосексуальной интерпретации. В общем, у последователей немало темного и жесткого прошлого, чтобы стать головорезами. В штабе добрых рыцарей засели не менее привлекательные персонажи.

Там и любовь, интриги, запутанные родственные отношения.

ПЛЮСЫ

  • Внимательный зритель заметит драматургические уловки. Антагонист с какой-либо привлекательной чертой (например, у Ганнибала – интеллект) и протагонист с темным пятном на судьбе. У Кэролла – романтическая натура; у Харди – смутное прошлое.
  • Постоянный саспенс. Острые и захватывающие повороты в каждой серии, разрывающие нутро от неожиданности. Финальные повороты в сезонах.
  • Саундтрек. В конце каждой серии выстреливает годный трек. Deftones, How To Destroy Angeles, Marilyn Manson и другие.

МИНУСЫ

Почему же угас огромный потенциал сериала? Могли подкачать новые второстепенные персонажи. Часто смещался лидерский акцент внутри последователей. Сценаристы злоупотребляли приёмом, когда «хорошие» чуть ли не менялись местом с «плохими»…

Сюжет торопливо съел всю ценность идеи; сериал начал падать в рейтинге. После третьего сезона его закрыли.

РЕАКЦИЯ

Первый сезон на metacritic.com – 62/100. Рецензенты и критики наперебой кричат о парадоксе сериала: он и притягательный и жуткий одновременно. Они выделяют игру Харди и Кэролла в «кошки-мышки» с правилами По. Сам культ последователей некоторым кажется движущей силой сериала.

Фото: pinterest.com

Несмотря на довольно невзрачный финал и падение рейтингов, «Последователи» показали, что современный телесериал мечет в классику.

Снять пугающий триллер, одетый в темно-бордовую ткань мистики По, – это запросто. Возможно, мы еще не знаем, что делать с такими идеями? Как их компактнее и эффектнее уместить в формате сериала, чтобы они не расплескались на полпути? Так или иначе, все драмы уже написаны, все сюжеты продуманы тысячи лет назад, а сегодняшняя задача – не забывать литературную классику и проецировать её на экран свежим видением кинематографистов.

Текст: Борис Шигин

Вам понравится

Оставьте комментарий