«Страна приливов», светлячков и белочек

Мир главной героини книги Митча Каллина, Джелизы-Роуз, настолько необычен, насколько может быть необычен мир десятилетней девочки, чьи родители – наркоманы, а друзья – головы кукол. Детская фантазия безгранична: это и игра, и вариант познания реальности, и способ принятия окружающей действительности.

«В девять лет у меня появились две обязанности по дому – массировать ноги матери и стерилизовать и наполнять шприцы.»

Мать Джелизы-Роуз умирает от передоза, и Ной, её отец, принимает решение уехать в дом, где он провел свое детство. Дом этот находится среди бескрайних полей, тишина нарушается лишь поездом (два раза в день).

Переезд оборачивается побегом от реальности такой силы, что Ной – с помощью героина – «отправляется в путешествие», возвращения из которого Джелиза-Роуз ждет день за днем, не понимая (не признавая), что её отец давно мертв, а сама тем временем знакомится с муравьями, белками, светлячками и другими соседями. Неподалеку живут таксидермистка Делл и её остановившийся в умственном развитии брат Диккенс, главная цель которого – убить «акулу» (так он называет поезд).

«Если светлячок окажется у меня внутри, то мой живот тоже начнет мигать. Тогда, если мне вдруг понадобится спрятаться в высокой траве, увидеть меня будет легче легкого.»

Кадр из фильма «Страна приливов»

Источник: cineserie.com

Экранизировал эту книгу Терри Гиллиам во время перерыва в съемках «Братьев Гримм». Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Торонто в сентябре 2005 года, фильм был неоднозначно воспринят и критикой, и зрителями из-за смелых сцен на грани педо- и некрофилии. Но подобная реакция – преувеличение: эти самые смелые сцены сняты скорее смешно, даже трогательно, хоть и у фильма справедливый рейтинг «18+».

«Страна приливов», конечно, большая находка для экранизации в силу фантастичности восприятия мира Джелизой-Роуз (чего стоят одни только её разговоры с головами кукол и воображаемые сны наяву), это оставляет большой простор для воображения режиссера. И Терри Гиллиам прекрасно с этим справился, ведь как он сам говорил в одном из интервью:

«Андеграундная пресса была убеждена, что я был нариком, «кислотником». <…> Но я не употребляю наркотики. Мне не нравится быть обдолбанным. В моей голове и без того достаточно странных химикалий. Я в принципе такой.»

Постер фильма «Страна приливов»

Фото: imdb.com

Тот, кто не читал книгу, уже по постеру фильма может понять, что его ждет: перевернутый вверх ногами пейзаж, девочка сидит на ветке дерева, на её палец надета голова куклы.

Фантастическое безумие.

В книге можно встретить отсылки к «Алисе в Стране Чудес» (например, падение в нору или Делл, похожую по характеру и поведению на Червонную Королеву; Джелиза-Роуз упоминает книгу Кэрролла как одну из любимых и иногда представляет себя Алисой).

Фильм условно можно разделить на две части: реальную, происходящую в жизни, и ирреальную, выдуманную Джелизой-Роуз. Выдуманный мир очень важен для девочки – через него она освобождается от ужаса происходящих событий, с его помощью справляется с взрослением, которое у неё проходит в одиночестве.

Терри Гиллиам на съемках фильма «Страна приливов»

Фото: imdb.com

Работа художников в этом фильме впечатляет: что декорации, что костюмы сделаны изящно и талантливо, создают особый сказочный стиль и немного жутковатую атмосферу. Операторская работа тоже на уровне – широкоугольная оптика, «дышащие» общие планы, тонко подмеченные портреты – картинка завораживает.

Нельзя не отметить актерский состав: неподражаемого Джеффа Бриджеса в роли Ноя, Джанет МакТир (Делл), Брендана Флетчера (которого, кстати, Гиллиам утвердил на роль Диккенса еще до личной встречи, просто посмотрев видео) и особенно – Джоделль Ферланд, сыгравшую главную героиню. Девочка – большая молодец, очень искренне смогла показать все состояния Джелизы-Роуз и её кукол, которых, по факту, она тоже играла. На момент съемок ей было 11 лет.

«Зубные щетки иногда умирают. Щетина темнеет, и все. Кроссовки тоже умирают. И дома. И мамы с папами. Планета полна умирающих, умерших, мертвых. И только красивые, такие, как Классик [кукла], живут вечно. Смерть безобразна.»

Книга написана от первого лица, фильм рассказывает историю сквозь призму восприятия девочки, поэтому эмоции скачут от умиления к шоку, от смеха к ужасу. Для полноты впечатления перед просмотром рекомендуется «включить ребенка», чтобы практически в буквальном смысле стать Джелизой-Роуз, увидеть историю её глазами, а потом уже осмыслить как взрослый человек. Что книга, что фильм (они одинаково хороши) стирают грани привычной реальности, погружают в удивительный мир, где в сознании ребёнка самые жуткие события превращаются в волшебную сказку, полную приключений.

Кадр из фильма «Страна приливов»

Фото: imdb.com

Всем героям фильма сложно принять (а иногда даже понять) реальность. Для Диккенса это невозможно в силу мозговой травмы, для Джелизы-Роуз – в силу возраста, но даже, казалось бы, умные взрослые не могут справиться с некоторыми вещами. Но у человека в голове – весь мир, и у каждого – свой, поэтому справляются герои в итоге по-разному. Акула убита, летают светлячки, а с белочками эта земля не так пустынна.

Текст: Анжела Федосеева

Вам понравится

Оставьте комментарий