Медиапоэзия – просто стихи в интернете?

Пожалуй, самое сложное в медиапоэзии – понять, что же такое «медиапоэзия». Люди, интересующиеся современным искусством, рано или поздно неизбежно сталкиваются с этим загадочным термином в рамках разных площадок – от  ММОМА и Дома Гоголя до Государственного Дарвиновского музея. В интернете можно встретить объявления о разных «перформансах» и лекциях, посвященных медиапоэзии.

Но практически везде определение неоднозначного термина пестрит словами «современный», «искусство» и «технологии».

Так, на официальном сайте media-poetry.ru можно найти толкование:

«Медиапоэзия – это новое направление в современном искусстве, в котором соединяются современные технологии и поэзия для того, чтобы создать синтетическое произведение языкового искусства, которое новыми методами отражает современность».

Как понять «современность» в этом контексте?

Сразу сделаю оговорку: материал, который вы сейчас читаете, подготовлен простым обывателем, поэтому все дальнейшие рассуждения могут быть оспорены. Я постараюсь рассказать, как можно определить  простыми словами медиапоэзию и соприкоснуться с ней, поделюсь своим опытом участия в мастер-классе по этому виду искусства.

Если присмотреться к произведениям, которые принято относить к медиапоэзии, можно заметить, что у всех из них есть общие обязательные элементы и свойства. Самое главное — это связь с текстом. Медиапоэзия напоминает  футуризм, и зачастую сосредотачивается не только на смысле, но и на форме слов и букв. Однако, если футуристы переставляли слоги на листе бумаги, то медиапоэты для этого погружаются в цифровой мир, где буквы, перемешиваясь, тесно сплетаются с кодами, картинками и звуками. Многие из  таких творцов имеют техническое образование и превосходно программируют. Один из самых видных деятелей медиапоэзии в России Наталья Федорова отмечает, что несмотря на этот факт, они в первую очередь являются художниками:

«Можем ли мы назвать Итало Кальвино программистом? Он, конечно, работал с математическими идеями, но прежде всего он писатель. Можем ли мы назвать Андре Бретона программистом? Да, его интересовала эта тематика в определенной мере, но прежде всего он поэт».

Ярким примером этого явления может служить известная работа Сергея Тетерина «Кибер-Пушкин», созданная в 2002 году.

«Кибер-Пушкина» можно назвать символом видеопоэзии в России. Это наиболее популярный поджанр медиапоэзии.

Совершенно другой подход у Джозефа Кошута. Он, подобно многим медиапоэтам, обрел особую популярность в России в год литературы 2015. В МАММе можно было посетить выставку, посвященную его творчеству. В центре внимания Джозефа Кошута неоновые вывески, с помощью которых он зашифровывает свои послания аудитории.

«Я думаю, что первая реакция должна быть нравится/не нравится. Когда тебя захватывает целиком инсталляция, то после этого ты начинаешь внимательно читать этикетки, пытаться проникнуть в смысл этих фраз… И тогда ты видишь, что за этой фантастической, энергетической, световой инсталляцией к тебе идут очень серьёзные парадоксальные неочевидные мэсэджи», — считает директор МАММ Ольга Свиблова.

Фото: buro247.ru

Естественно, существует огромное количество других примеров из мира медиапоэзии. Если вы заинтересовались этим видом искусства, то вам стоит потратить немного времени и изучить работы группы «Орбита» (например,  и материалы с медиапоэтического «Фестиваля 101».

Итак, можно сказать, что медиапоэзия – это огромный пласт современного искусства, в котором привычный текст переосмысливается и обретает материальную форму с помощью использования различных медиатехнологий.

Недавно в Новом Пространстве Театра Наций прошел цикл лекций и встреч, посвященных медиапоэзии. Мне удалось побывать на одном из мастер-классов Натальи Федоровой, где мне помогли углубиться в данную тему и даже поучаствовать в творческом процессе.  Все присутствующие вели себя совершенно расслабленно – рисовали, дискутировали и читали вслух отрывки из футуристичных текстов, лежа на полу. Почти все задания требовали абсолютно свободного полета мысли, а обстановка располагала к озвучиванию даже самых странных и неожиданных идей. Но мне, как человеку непосвященному, было странно выполнять некоторые просьбы.

Например, еще в самом начале нам сказали изобразить автопортрет, используя лишь элементы текста. Затем мы читали вслух в свободном режиме, когда любой человек сам выбирал, стоит ему закончить или продолжить чтение, с какой интонацией произносить слова (независимо от смысловой нагрузки) или нужно ли повторять за соседом разные члены предложения. Логическим завершением мастер-класса стал алфавит, созданный из движений каждого участника. Присутствующие по очереди выходили вперед и двигались, ограничиваясь лишь несколькими правилами. Из каждого такого выхода получалась одна единица алфавита. Все эти действия совершенно привычны и понятны людям, часто соприкасающимся с медиапоэзией, в то время как у остальных это часто вызывает смех и удивление.

Лично я для себя поняла, что медиапоэзию, как и любое другое направление искусства, нужно очень хорошо чувствовать и понимать. Мне оказалось довольно трудно быстро включиться в работу на мастер-классе, и, наверное, я так и не смогла до конца погрузиться во все детали этого творчества. Но я уверена в том, что сегодня медиапоэзия – одно из самых прогрессивных направлений и оно точно заслуживает особого внимания.

Текст: Анна Додонова

 

Вам понравится

Оставьте комментарий