Феминизм – хит сезона

Через пару месяцев Netflix выпустит уже шестой по счету сезон своего детища «Оранжевый — хит сезона», которое даже пять лет спустя не теряет популярности. Более того, названное в 2016 году самым популярным сериалом Нетфликс, шоу было продлено сразу на три сезона.

Для большой части столь обширной фанатской базы не секрет, что в основе сериала лежат мемуары американки Пайпер Керман. И, судя по громкому «75 недель bestseller #1 на Amazon», написанному на обложке книги, многие из зрителей ознакомились с ее содержанием. Я не являюсь исключением из их числа: зная, что многие фильмы и сериалы, как бы они не были хороши, не способны передать в полной мере то, что изложено на бумаге (передаю привет «Гарри Поттеру», «Хоббиту» и многим другим!).

Я захотела получить расширенную версию полюбившейся истории. Ну, и если быть совсем честной, повелась на многообещающую аннотацию, которая, должно быть, приманила многих и к сериалу:

«НАРКОТИКИ. ЛЕСБИЙСКИЕ СВЯЗИ. ГРЯЗНЫЕ ДЕНЬГИ»

и дальнейшее драматичное описание того, как белая состоятельная женщина из благополучной среды попадает в тюрьму за преступление десятилетней давности — перевозку наркотиков и отмывание денег. На воле остается спокойная жизнь и жених, за решеткой ждут опасности, встреча с бывшей любовницей и знакомство с настоящим внутренним Я, которое открывает в людях тюрьма…

А теперь поговорим о том, как обстоят дела на самом деле. Предыстория и социальное положение Пайпер Чапман (героини сериала) и ее прототипа несомненно совпадают, многие герои действительно перекликаются между собой и даже бывшая любовница и впрямь появляется на пути Керман в реальной жизни.

Но практически во всем остальном сходства заканчиваются, а все аннотации к мемуарам становятся очевидным рекламным ходом, созданным чтобы приманить аудиторию к книге, убеждая, что сериал – если не точная ее копия, то во всяком случае очень близкое к повествованию воспроизведение.

Но как бы огорчительно это ни звучало, я осмелюсь заявить, что в данной ситуации тот факт, что экранизация далека от оригинала вовсе не является недостатком, а стал предпосылкой для одной полезной тенденции – внедрения идей феминизма. И дело не только в том, что главные персонажи – женщины, ведь подобный расклад можно наблюдать и в самой книге, и в массе других известных произведений от «Секса в большом городе» до «Девочек Гилмор», которые, хоть и являются несомненными примерами неувядающей классики, но все равно далеки от идеального мира, избавленного от гендерных стереотипов.

Хотя, начать можно и с факта преобладания женщин в актерском составе, ведь что кардинально отличает «Оранжевый» от сериалов, упомянутых ранее, так это его возможность пройти злополучный «тест Бекдел».

Тест Бекдел (или, как его часто называют, «тест Бехдель»), — это тест, созданный, чтобы проверять художественные произведения на их «гендерную предвзятость». В произведении, прошедшем его, должно быть, как минимум, два женских персонажа, которые говорили бы о чем-либо, кроме мужчин. Звучит просто, а на практике встречается довольно редко. Однако, как я и сказала, в истории Пайпер Чапман было бы скорее сложно найти двух мужчин, говорящих о чем-то, кроме женщин.

Фото: kinokub.net

И обществу нужен такой расклад не только потому, что в остальных произведениях он так редко встречается, но еще и потому, что все эти женские персонажи совсем не похожи между собой. Не считая самой Пайпер, чья внешность максимально близка к современному «стандарту красоты» в стенах тюрьмы Личфилд, зрители, каждый и каждая из которых нуждаются в репрезентации, могут увидеть десятки других женщин – низких и высоких, худых и толстых, с растяжками, морщинами, гнилыми зубами, без макияжа и, время от времени, без одежды.

Потому что в сериале почти нет места стигме. Обнаженное женское тело изображается так же свободно, как в том или ином произведении можно увидеть голого мужчину – не для сексуализации и украшения картинки, а просто потому, что нагота является частью человеческого существования и далеко не всегда обладает определенным эротизмом. Оттуда же и такое непринужденное упоминание месячных или мастурбации – подобные вещи существуют в повседневной жизни и все мы об этом знаем, почему же тогда люди должны бояться или стесняться затрагивания подобных тем?

Фото: complex.com

Кроме внешнего разнообразия, герои сериала наделены так же и яркими характерами, идущими вкупе с богатыми предысториями, которых практически нельзя найти в книжном повествовании. И само по себе это, конечно, нельзя назвать чем-то примечательным, (раскрытие персонажей в сериале? Ничего себе, авторская находка!), но в контексте рассказа о тюремных заключенных это становится очень важным фактором. Они воспринимаются отбросами общества и, лишенные любых прав, едва ли считаются за людей, как писала об этом и сама Керман:

«Формальные отношения, регулируемые тюремными правилами, таковы: слово надзирателя ценится превыше всего, в том время как слово заключенной ничего не значит. <…> Неудивительно, что крайнее неравенство в повседневных отношениях заключенных и тюремщиков естественным образом приводит к всевозможным ущемлениям их прав, от мелких унижений до отвратительных преступлений».

И вдруг у них, хоть и у вымышленных, но все же отражающих реальность, героев появляется голос: они могут рассказать свою историю, которая далеко не всегда однозначна, могут показать свои чувства, могут наконец предстать перед миром настоящими людьми, а не безликими фигурами в форме, которые незаслуженно живут на налоги добропорядочных граждан.


Фото: feministfiction.com

Конечно, не все в сериале настолько радужно и свободно от предрассудков. Так, например, тема расизма, хоть и является неотъемлемой частью истории, но предоставлена неоднозначно: многие персонажи обладают массой карикатурных и стереотипных качеств, приписываемых их расе или этнической группе, что, однако, обошло стороной белых героинь. Черные женщины агрессивны и, куда уж хуже, мечтают о жареной курице, латиноамериканки вспыльчивы и чрезмерно сексуальны, азиаток в лагере почти нет. С другой стороны, в книге об этом говорится так:

«Милочка, — сказала мне как-то другая заключенная, — здесь все пытаются соответствовать самому жуткому из культурных стереотипов».

Но в то же время, в «Оранжевом» показаны представители любых ориентаций, а так же, столь редко изображенные в медиа, трансгендеры. И здесь это является лишь одной из черт, составляющих личность героя, а не определяющим свойством персонажа, как в большинстве произведений, затрагивающих тему лгбт-сообщества.

Так что, если присмотреться, борьбы с шовинизмом и стереотипами в сериале все-таки больше, чем потворства оным. И на каждую сомнительную историю, вроде жертвы, прощающей своего насильника, найдется другая, где притеснениям дается отпор и сильные женщины не боятся быть услышанными и заставляют верить, что борьба с дискриминациями и предрассудками сейчас на самом деле в моде.

Текст: Мария Морякова

Вам понравится

Оставьте комментарий