Время Гамлета

В 1661 г. один из виднейших писателей своего времени, Джон Ивлин сделает запись в дневнике:

«Я был на представлении «Гамлета, принца Датского», но эти старые пьесы уже коробят современный утонченный вкус».

Пройдет время, и «старые» пьесы станут великими трагедиями и комедиями, а Шекспиру удастся превзойти всё, что было когда-либо написано или сказано человеком. В нынешний сложный и противоречивый век произведения великого драматурга необходимы как никогда. Самое важное и обжигающе-актуальное – «Гамлет».  

О произведениях Шекспира говорят, о них пишут, их ставят в театрах по всему миру, их экранизируют. Почему поэт и драматург, живший более четырех веков назад, до сих пор будоражит сознание людей? Ответ прост – читая или смотря Шекспира, человек словно смотрит в зеркало и наблюдает своё отражение. Вся гамма людских переживаний, чувств и эмоций была отображена в бесчисленных трагедиях, комедиях и сонетах. В. Белинский после увиденной им постановки Гамлета напишет:

«Гамлет — это вы, это я, это каждый из нас».

Эжен Делакруа

Гамлет и Горацио на кладбище

Поговорим об экранизациях, постановках и мыслях о, пожалуй, главном труде Шекспира – «Гамлете, принце датском». Трагедия о Гамлете восходит к древней легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов». Также стоит отдать должное ныне забытому товарищу по цеху Шекспира — Томасу Кидсу, автору «Испанской трагедии». Известно, что эта работа стала основой для нового жанра в английском театре, трагедии мщения. Шекспир в свою очередь заимствовал у Кидса прием «пьесы в пьесе» и появление призрака по ходу сюжета. Также Кидс считается автором утраченной версии Гамлета, послужившей для создания версии Шекспира.

Современники первой публикации «Гамлета» не видели в пьесе чего-то замысловатого. Для них, прежде всего, это было произведение о месте и ее последствиях. О философском подтексте «Гамлета» начинают говорить в XVIII веке по мере признания Шекспира безусловным гением.

Гамлет – предвестник романтизма. Сходство так называемых «байронических героев» (Чайльд-гарольд, Онегин) с принцем датским очевидно. Некогда веселый, жизнерадостный, пылкий духом Гамлет становится меланхоличным, безучастным отрешенным. Явление призрака пробуждает в нем тягу к поступку, но какому? Убийству. В действиях Гамлета проявляется присущая философии романтизма противостояние добра и зла.

Безусловно, существует большое количество известных и значимых постановок и экранизаций Гамлета. Вспомним великого «Гамлета» Лоуренса Оливье, за которого актер получил Оскар; аутентичного принца датского в исполнении Мэла Гибсона под надзором художника театра от кино Франко Дзефирелли; Гамлета-денди Кеннета Брана; Гамлета-подростка в исполнении Итана Хоука. Отметим и недавние нашумевшие постановки Гамлета в исполнении, вероятно, двух лучших современных британских актеров —  Дэвида Теннанта и Бенедикта Камбербетча.

Гамлет в исполнении Бенедикта Камбербетча

Фото:: TheatreHD

Значение пьесы для российской культуры сложно переоценить. Вспомним строки Александра Блока:

«Я — Гамлет. Холодеет кровь…».

В этих словах, как и в самом персонаже, заключается жизнь многих русских писателей, художников, поэтов – всех тех, кого мы привыкли называть интеллигенцией. Трагические взлеты и падения, отчужденность, изоляция от общества, борьба за справедливость – все это присуще как Гамлету, так и российской интеллигенции. Отдельное стихотворение Гамлету посвящает Борис Пастернак в «Докторе Живаго».

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти»

Согласитесь, перед нами уже Гамлет с неким русским оттенком.

Второй (напомню, первый – Томас Кидс) незаслуженно забытый человек, связанный с Гамлетом – русский актер первой половины XX века – Михаил Чехов. Чехову, как и многим другим представителем интеллигенции, в постреволюционной России места не нашлось. Он иммигрировал в Америку, где о нем помнят по роли пожилого профессора психологии в черно-белом фильме Хичкока «Завороженный». Но по-настоящему великий гений Чехова (по мнению театроведа и шекспироведа Алексея Бартошевича, Чехов — так и вовсе величайший драматический актер XX века) раскрылся в постановке Гамлета, сыгранной на Родине. Для Чехова было важно передать некое мессианство принца, актер растворялся в сиянии прожектора, устремленного на сцену и символизирующего призрак отца Гамлета. Чеховский Гамлет шел исполнять волю своего убитого отца.

Самый знаменитый Гамлет на российской сцене был сыгран В. Высоцким. После кратковременного вдоха свободы «Оттепели», вновь наступила эпоха всеобщей меланхолии и отрешенности, даже не ностальгии, а робкой мечте о свободе, задавленной танками в Чехословакии. Бунт Гамлета Высоцкого был необходим в то время. Символ свободы, символ восстания, символ борьбы со всеобщим равнодушием, нависшим над страной. Высоцкий боролся на сцене с гениально придуманным огромным занавесом, черным монстром, овладевшим то ли Данией, то ли другой хорошо знакомой нам страной. То была истинная трагедия бунтаря. Никакого пафоса, никаких торжественных похорон. В конце пьесы Высоцкий просто медленно сползал на землю в углу сцены.

Алексей Бартошевич считает, что сейчас не время для Гамлета и новых великих постановок бессмертной пьесы. Однако относительно недавно на российской сцене появилась новая, ни на что не похожая интерпретация Гамлета. Театр Наций. Евгений Миронов, исполняющий все роли. Этим все сказано. Ведущему российскому актеру современности и всемирно известному режиссеру Роберу Лепажу удалось создать спектакль, значимость которого нам, современникам, еще только предстоит осмыслить.

По словам Робер Лепажа, проблема Гамлета в том, что он слишком много думает, но не находит решения задачи. Замкнутый в кубе, находящийся под постоянным надзором «большого брата» (что добавляет актуальности) принц датский остается один на один со своими мыслями, доводящими его до сумасшествия. Так всплывает образ другой бессмертной пьесы. В «Горе от ума» Грибоедова гамлетовского персонажа Чацкого также считают сумасшедшим. Но кто безумен: Гамлет или его окружение? Ответ вы найдёте в Театре Наций, спектакль — «Гамлет. Коллаж». После перерыва постановка снова возвращается на сцену.

Весь мир — дурдом.  Евгений Миронов в роли Гамлета

Фото: Mbilet

Все-таки сейчас не нужны Розенкранцы, Гильденстерны,  Фортинбрасы или Лаэрты. Нужен Гамлет, ни в каждом, но хотя бы в некоторых, опьяненный желанием возмездия и ведомый святой ненавистью, готовый бороться с чёрным занавесом, сметающим все на своем пути.. Ведь повседневная жизнь человека, как говорила Айн Рэнд, такое же произведение искусства, как трагедия Шекспира.

Текст: Левон Арутюнян

 

Вам понравится

Оставьте комментарий