«Сплин» российской поэзии

О том, откуда взялось название легендарной группы и каких еще поэтов можно отыскать в ее творчестве.

Совершенно не важно, любите вы рок-музыку или нет, знаете имя Александра Васильева или нет. Совершенно очевидно при этом, что вы слышали песни «Мое сердце» и «Орбит без сахара». Не быть знакомым с творчеством группы «Сплин», пусть даже и косвенно, невозможно, да и не хочется, если честно. В их музыку хочется погружаться, идти в ее волнах по головам и через гранит. Она заставляет говорить то, что давно хотел сказать, приравнивает жизнь к нулю, дает понять, что ты зря думаешь о смерти.

Есть в репертуаре «Сплин» и песни-стихи знаменитых поэтов, пришло время с ними познакомиться.

«Под сурдинку» Саши Черного

Из строк стихотворения «Под сурдинку» родилось название многими любимой группы, да и сама она началась с этих стихов. В далеком уже 1994 году вышел дебютный альбом «Пыльная быль», в котором «Под сурдинку» стоит на четвертой строчке в списке песен.

«Как молью изъеден я сплином…

Посыпьте меня нафталином,

Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,

Пока не наступит весна»,

— именно эти строки стали вдохновением для названия. И действительно, сама группа будто бы пропитана этой атмосферой; атмосферой того, что когда-нибудь придет весна, и расцветут не только деревья и цветы на улицах, но и я сам. А пока оставьте меня на чердаке.

Саша Черный

Фото: stories-of-success.ru

«Лиличке» Владимира Маяковского

Песни «о любви» в репертуаре группы «Сплин» — это то, что заставляет тело и душу покрываться мурашками, то, от чего дрожат руки и голос. Под них хочется жить, танцевать и любить, любить так сильно, как только можно любить такое же, как и ты, живое существо. И не мудрено, что именно их музыка и голос Александра Васильева могут так точно и глубоко передать переживания, заложенные Владимиром Маяковским в стихотворении «Лиличке», написанное им вместо письма. Эти переживания — словно бездна, эта любовь – словно пропасть. Она убийственна, но не дает умереть. Она заставляет жить, и делает эту жизнь невыносимой. Стройные трели флейт, плач гитар и голос Васильева – и вот над тобою, кроме ее взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Фото: какэтосделали.рф

«Конец прекрасной эпохи» Иосифа Бродского

Выйдете вечерком за газетой в соседний киоск, или за чипсами в соседний продуктовый. Выйдите, и посмотрите, что вокруг вас, какой мир, какие люди и каковы вы сами в этом мире. Такой посыл и сюжет в стихотворении Бродского и в песне «Сплин». Написанное уже в эмиграции, в 1969 году, Бродский уже не нужен никому в Советском Союзе, еще не свой в США, все еще человек, идущий по пути еврейской эмиграции. Поэт писал:

«Самолет приземлился в Вене, и там меня встретил Карл Проффер… он спросил: «Ну, Иосиф, куда ты хотел бы поехать?»

Я сказал:

«О Господи, понятия не имею».

Искусство поэзии Бродского требовало слов, требовало размышлений и анализа: что было, что стало и как к этому пришло, что будет и к чему приведет то, что есть сейчас. Что мы имеем в треке «Сплин»? Только голос и гитара. Интонации, в каждой из которых смысл и ориентиры. Выйдите все же из дома, интересно, что же можно увидеть, пока идешь в соседний киоск за газетой.

Фото: rockcult.ru

Стихи русских поэтов не дают покоя многим рок-музыкантам. Их можно встретить среди композиций групп «Ночные снайперы», «Сурганова и Оркестр», «Кукрыниксы», «Аквариум», они есть в творчестве Земфиры. Мы расскажем и об этих стихах и песнях тоже, а пока мы, как молью, изъедены «Сплином»…

Текст: Мария Ковалева

Вам понравится

Оставьте комментарий