«Степной волк»

«Степной волк» — восьмой по счету роман Германа Гессе. В нем немецкий писатель препарирует личность европейского буржуа 20-х годов прошлого века. С момента написания книги прошло девяносто лет и за этот период человечество, в отличие от главного героя романа Гарри Галлера, уже (отчасти) успело снять с себя тяжкий груз христианского ига, суметь встроить в свою повседневную жизнь психоанализ и признать победу индивидуализма над остальными идеологиями.

В 2012 году на музыкальной премии «Степной волк», названной в честь романа, ведущий шоу «О нет, только не это!», а ныне шеф-редактор Arzamas, Олег Коронный спросил у одного из зрителей вручения премии, что он думает о произведении Германа Гессе, на это мужчина ему ответил, что это его любимый роман с 12 лет.

Олега возмутил этот ответ, и он саркастично ответил: «А разве этот роман не для двенадцатилетних?». В двадцать первом веке такая реакция естественна  — для современного человека душевные метания главного героя напоминают подростковые переживания и поиски себя, с которыми взрослый зрелый человек справляется еще в юности. Как подростков впечатляет Ницше со своей идеей сверхчеловека и Достоевский с Раскольниковым, свято верующим, в свою уникальность  — так и Гарри Галлер кажется таким близким по духу.

Фото: club.trendsbrands.ru

На момент написания романа сам Гессе находился в затянувшемся духовном кризисе: отношения с новой молодой женой не заладились, и они разъехались уже в скором времени после свадьбы, не отпускало ощущение безысходности и отчаяния, в этот же период Европа еще отчетливо помнила Первую мировую войну, и Гессе не отпускали мысли о самоубийстве.

Роман стал во многом автобиографичным — именно свои духовные болезненные скитания описывает Гессе, и в то же время дает другим страждущим рецепт исцеления от неприятия пустой мещанской окружающей действительности. В послесловии к швейцарскому изданию романа он написал:

«Разумеется, я не могу, да и не хочу предписывать читателю, как ему следует понимать мой рассказ. Пусть каждый возьмет из него то, что сочтет для себя подходящим и нужным! Тем не менее мне было бы приятно, если бы многие из читателей заметили, что история Степного волка хоть и изображает болезнь и кризис, но не болезнь, которая ведет к смерти, не гибель, а ее противоположность: исцеление».

20-е годы прошлого века для европейских интеллектуалов стало временем потрясений, Бог уже умер, труды Фрейда и Юнга стали достоянием всей Европы, ее же успела истоптать Первая Мировая, но как интеллектуалу смириться с тем, что мещане, большая часть людей так охотно говорят о том, что война это хорошо, джаз это прекрасно, как все эти люди могут слушать Генделя через радиоприемник? Обо всем этом вопрошает Степной волк — одна из личностей Гарри, и, несомненно часть самого Германа Гессе.

Главному герою Гарри Галлеру 48 лет, его оставила жена, у него нет постоянного дома, он рисует, пишет и читает, а доход получает от акций различных компаний. Гарри много пьет и страдает от регулярных болей. У него есть возлюбленная, но видятся они редко, потому что друг друга совершенно не переносят.

Совсем отчаявшись, понимая, что не готов терпеть все жизненные страдания Гарри решает порезаться бритвой, но самоубийства не получается. В одном из многочисленных заведений, где Гарри регулярно бывает, он встречает Гермину, которая за несколько недель учит его заново жить.

Нет, роман вовсе не о любви — тем более цель общения юной куртизанки со взрослым интеллектуалом в том, чтобы тот ее убил. Ей самой все ужасно надоело. Но важно понимать, что «Степной волк» — постмодернистский роман, где невозможно отличить внутренние переживания героя с реальными происходящими вокруг него событиями, и встреча с Герминой, которая угадывает все мысли Гарри и сама откуда-то знает обо всех его переживаниях, в символическом смысле будет встречей Гарри с самим собой  — только с другим своим началом, от которого Степной волк заставил его отречься. И ее смерть от рук Гарри, в итоге становится смертью другого начала главного героя.

Скриншот из фильма 1974 года

Гермина любит джаз, знает обо всех радостях любви и с мужчинами, и с женщинами, она умеет танцевать и учит этому Гарри, открывает ему глаза на то, что «модные предметы роскоши вовсе не чепуха», а все помады, кошельки и духи, которыми влюбленные мужчины одаривают своих возлюбленных, на самом деле «пластический материал любви, магии, очарования».

Именно Гермина подсылает Гарри свою подругу, с которой сама не раз предавалась любовным играм, чтобы та восполнила своей чувственностью  пробел в половой жизни Гарри, который мужчина обеспечил себе своей аскезой, воздержанностью и затворничеством.

Скриншот из фильма 1974 года

Завершающей точкой отношений Гарри и Гермины становится убийство девушки в  театре их общего знакомого музыканта Пабло с вывеской «Только для сумасшедших». Опять же никакого реального убийства не происходит — дикий нелюдимый Степной волк в Гарри убивает чувственную открытую Гермину.

После ее смерти к Гарри прилетает насмешливый Моцарт (его образ на самом деле), который отчитывает Гарри за то, что лучшего применения красивой девушки, чем ее убийство, тот не нашел. Но, что более важно, Моцарт спрашивает у Гарри, готов ли он понести наказание за смерть Гермины, умерев от рук палача. Гарри в отчаянии соглашается, и в невероятном театре его воображения он уже находится к казни ближе некуда, как Моцарт назначает ему совершенно другое наказание — смех, который начинает раздаваться со всех сторон.

Великий композитор объясняет Гарри, что не стоит так отчаянно стремится к смерти и так серьезно воспринимать жизнь; отчитывает, что его так легко подбить на «любое патетическое занудство». Моцарт, родившийся из воображения Гарри, призывает его учиться смеяться над ненавистным ему мещанством, над всей его суматошностью, при этом находить во всех мелочах, как сон или танец с женщиной, особую прелесть жизни.

Как и наставлял автор, каждый может изъять из романа что-то свое. Главное же во всем романе — это то, что Гарри, как, например, любому европейскому интеллектуалу 20-х годов или же современному подростку, не стоит слишком серьезно относится к суматошности и нелепости нашего существования. Маленькие чудесные радости жизни и тяжелые духовные скитания важны одинаково  — вот рецепт исцеления от Германа Гессе.

Текст: Наталья Шубина

Вам понравится

Оставьте комментарий