11.22.63: миссия выполнима

Как превратить трагедию национального масштаба в захватывающее литературное произведение? Ответ на этот вопрос знает Стивен Кинг! Разбираемся в убийстве Джона Кеннеди, путешествиях во времени, и почему в прошлом нельзя убивать даже муху.

“Прошлое способно на многое – произносит главный герой книги “11/22/63”  Джейкоб Эппинг, учитель истории. Эта фраза, пожалуй, как нельзя лучше описывает очередную работу Стивена Кинга, всем известного Короля Ужасов.

Но никаких ужасов в романе 2011 года нет и в помине. Американский писатель слегка отошел от своей классической концепции, где каждая страница пугает практически до мурашек. На этот раз он вступил на неблагодарное поле истории, вернувшись в середину двадцатого века, к одному из самых резонансных убийств за все время существования Америки.

О нет, ребята, это отнюдь не ужасы, это, скорее, извращенный исторический роман.

Фото: svoboda.org

Убийство Джона Фицджеральда Кеннеди отпечаталось в сердцах и умах американцев, а 22 ноября 1963 года стало черным днем календаря. На молодого и амбициозного государственного деятеля возлагали огромные надежды – выходец из семьи политиков, участник Второй мировой войны, семьянин и образцовый гражданин должен был стать глотком свежего воздуха среди всех представителей, заселявших Белый Дом последние десятилетия. Более того, Кеннеди обошел Ричарда Никсона, будущего “барби-президента”, немножечко оттянув времена, когда американцы по-настоящему завыли.

Политическая карьера и жизнь Кеннеди оборвалась в Техасе, когда Ли Харви Освальд, вооруженный снайперской винтовкой, нанес роковой удар, навсегда изменив ход политической жизни США.

Задержанный Ли Харви Освальд
Фото: ria.ru

И Кинг, на некоторое время сняв с себя полномочия главного литературного пугача, вступил на иное литературное поле, задавшись вопросом: а что, если прошлое можно изменить?

“Это проклятие читающих людей. Нас можно соблазнить хорошей историей в самый неподходящий момент”. 

И закрутив неплохой сюжет, где реальная история сплелась с качественной фантастикой, отправил Джейкоба Эппинга в шестидесятые годы прошлого столетия.

Что из этого вышло – вопрос дискуссионный. Конечно, ярые фанаты писателя души не чают и в “11/22/63”, но иногда доносятся голоса и с другой стороны, восклицающие, мол, лучше бы оставался на своем излюбленном поприще.

Но хозяин-барин – захотел и сделал. Путешествия во времени – и без того интересная тема, а когда за нее берется именитый писатель, то она интересна вдвойне. Мистика и откровенный жесткач в книге нивелировались, а на их место пришли напряжение и саспенс.

Нагнетая обстановку и умело используя психологическое давления, мастер слова добивается того же результата, что и в своих классических работах. Читать не страшно, но интересно! Хотя для тех, кто избегает Кинга потому что страшно, именно эта книга может открыть ящик пандоры.

Фото: slashfilm.com

“11/22/63” — роман внушительных размеров, но если проникнуться, можно прочесть его на одном дыхании. Для интересующихся историей вкупе с фантастикой, это настоящая золотая жила, однако если подобные перипетии не завлекут читателя – то осилить книжку будет непросто.

Несмотря на то, что Кинг постарался максимально сохранить свой стиль и литературные приемы, любителей “Кладбища домашних животных”, “Сияния” и “Керри” эта работа  может отпугнуть.

Сюжет неоднократно сравнивали с лентами в духе “Эффект бабочки”, “День сурка” и даже с “Назад в будущее”, причем совершенно справедливо.

Обрисуем его вкратце: главному герою открывают тайну существования портала, ведущего в хронологически закрепленное время: 11 часов и 58 минут 1958 года. Время изменить судьбу Кеннеди еще есть – но по всем канонам жанра, чем больше изменения – тем больше реальность сопротивляется, пытаясь сохранить заранее заданный ход – этакий фатализм, с которым Джейкобу нужно разобраться. А сделать это намного труднее, если ты влюбляешься в девушку чужой эпохи.

Фото: kinglib.net

Правила игры ясны и теперь ее нужно пройти до конца, и чем дальше, тем сложнее. Создав систему координат, Кинг всячески строит козни своему герою на потеху читателю, пытаясь всеми силами удержать его в рамках повествования – начиная чисто бытовыми проблемами заканчивая неизлечимыми болезнями.

“Прошлое упрямо. Оно не хочет меняться”. 

Наш герой, разрываемый двумя мирами, попадает в настоящую драму, где его выбором варьируется судьба не просто одного президента, но всего мира в целом, о чем сообщает концовка. В общем эффект бабочки, как он есть.

Несмотря на то, что Джейк Эппинг решает вопросы планетарного масштаба, “11/22/63” пропитан идеалистической ностальгией по Америке шестидесятых, с ее музыкой, автомобилями, мужчинами в костюмах и атмосферой малых городов, кои так любит Стивен Кинг. Во всех этих приключенческих перипетиях нашлось место любви, чистой и беззаветной.

Фото: pinterest.com

Калейдоскоп сюжетов и событий крутится, история затаскивает читателя в свои дебри и, в конце концов, уже  не замечаешь, как подошел к последней странице. Нужно ли что-то большее? Если во время чтения не бросаешь взгляд на нумерацию страниц, то это уже хорошо, а если повествование и вовсе отрывает от реальности – то это вообще прекрасно. А такой исход весьма велик.

“Иногда то, что предлагается нам как выбор, не является выбором”. 

Кто-то окрестил “11/22/63” лучшей работой американца, другие считают книжку крепким средняком, а третьи так вообще пропустили ее мимо, ибо, как говорится – “не мое”. Мы же предлагаем Вам составить собственное мнение о произведении, и если все-таки бросаться в шестидесятые с места в карьер вам не особо хочется, “НЕ-ТЕКСТ” расскажет о небольшом мостике, в виде сериала телеканала hulu.

Фото: livelib.ru

Немудрено, что и эту работу Стивена Кинга захотели экранизировать, однако отношения с кинематографом у писателя противоречивые. Сперва выкладываем на стол карту с “Побегом из Шоушенка”, “Зеленой Милей” и “Оно”, а затем бьем ее, вспоминая “Серебряную пулю”, “Мобильник” и “Под куполом”. На каждую достойную ленту приходится как минимум одна плохая, и не всегда полюбившаяся книга на экране выглядит достойно.

Нет-нет, мы не к тому, что “11/22/63”, в котором Джей Джей Абрамс исполнительный продюсер, плох! Отнюдь нет – но и шедевром этот проект назвать язык не повернется. В списке экранизаций Кинга он находится где-то посередине.

Уделить ему внимание стоит, и на то есть несколько серьезных причин. Давайте разберем их по пунктам.

  • Во-первых, как уже было сказано, в создании телепроекта был замешан Джей Джей Абрамс, а он, как известно, большой любитель фантастики, но самое главное, мастер в создании фантастических лент. На этом деле Абрамс собаку съел, и его имя является своеобразным гарантом качества.
  • Во-вторых, “11/22/63” – мини-сериал, а это значит, что много времени он у вас не заберет – восемь часов от силы. Тем более, вы смотрите завершенную историю, без каких-либо шансов на продление.
  • В третьих, отметим великолепный актерский состав, где главные роли распределили между собой выдающийся Джеймс Франко и прекрасная Сара Гадон, а Ли Харви Освальд выглядит как настоящий!
  • Далее обратим внимание на множество отсылок к другим произведениям Короля Ужасов, среди которых “Сияние”, “Мизери” и  “Зеленая миля”. Интересно, сколько найдете вы?
  • Авторы мини-сериала основательно подрезали сюжет, а также добавили немного отсебятины. Какой же это плюс, спросите вы?! А такой, что после просмотра вы получите гарантированное удовольствие от чтения.
  • Hulu значительно потратился на “11/22/63” и выглядит он прекрасно. Начиная чисто кинематографическими решениями в виде операторской работы, заканчивая прекрасно воссозданной атмосферой давно ушедшей эпохи.
  • Напоследок упомянем, что и сам автор, Стивен Кинг, приложил руку к телешоу. Вряд ли киношники сделали бы что-либо без его ведома. А, значит, хоть какой-то, да канон.

Сериал, конечно, не сыскал большой славы – никаких наград у него нет, но сам факт того, что это экранизация Стивена Кинга привлекает внимания не меньше, чем Золотой Глобус.

Даже абсолютно оторванные от литературы люди выдавали неплохие рецензии на сериал, ну а мы, читатели, смотрим на него с другой колокольни. И вид, скажем прямо, открывается не хуже.

“Последнее, что можно сказать об убийстве — “мужественный поступок”.

Главные творцы сериала
Фото: esquire.com

Можно сперва прочесть, а затем посмотреть, можно и наоборот – “НЕ-ТЕКСТ” уверен, что удовольствие вы получите как от книги, так и от сериала. Несмотря на вышеописанные подводные камни, обе работы вовсе не халтура (да простят нас фанаты Кинга за такие слова), а крепкие представители своих видов искусства.

Выдающийся писатель, взяв за основу национальную трагедию, превратил ее в фантастический роман – разве это не повод уделить ему внимание? А если очень понравится, можно продолжить приключение уже на телеэкране.

Все для вас, чтецы и зрители.

Текст: Александр Толмачев

Вам понравится

Оставьте комментарий