Вакцина от национализма, или история выжившего как инструкция

Тема Второй мировой войны избитая, множество душераздирающих историй было рассказано книгами, кинематографом, песнями и пьесами, но в виде комикса существует один уникальный представитель, отмеченный не только читателями, но и Пулитцеровской премией – это комикс «Маус. История выжившего» Арта Шпигельмана.

Изначально, по рассказам Арта Шпигельмана, идея комикса о притеснении у него появилась относительно черной расы, но недолго поразмыслив, автор пришел к выводу, что он ничего не знает об этом, но есть кое-что, о чем он знает не понаслышке, что коснулось его семьи во времена Второй мировой – холокост. Так родился графический роман о его отце и матери, преодолевших трудный путь к выживанию.

Первое впечатление о «Маус» возникает неоднозначное. С обложки и мельком просмотренных страниц комикса кажется, что это должно быть что-то вызывающее, остросоциальное и мрачное. Но с пролога это ощущение улетучивается, появляется осознание, что, в первую очередь, эта история одной простой семьи, пережившей настоящий ад на Земле и вышедшей из него не без психологического осадка.

Почему «Маус»? По обложке нетрудно догадаться, что ключевыми протагонистами являются мыши, а мыши – это евреи. Соответственно, антагонисты немцы – коты, есть и другие животные: свиньи – поляки, псы – американцы, лягушки – французы. Подобное обезличивание передает бесчеловечность всего происходящего, помогает героям примерять маски (в прямом смысле слова: в истории Владек не раз примерял маску поляка-свиньи), но еще это смягчает ужас происходящего и дает шанс поделиться этой книгой с детьми.

Кстати, в некоторых школах стран Европы и в Америке данное произведение включено в школьную программу. Наряду с этим, выпуск комикса неоднократно был связан со скандалами и запретами.

Автор рассказывает историю в двух временных рамках: в настоящем времени, где он берет интервью у отца, описывает свои чувства и мысли, и годы войны, о которых рассказывает ему Владек. Трогательно то, что Арт очень деликатно передал манеры отца, его речь, не правя акцент и ошибки польского еврея, говорящего на ломаном английском и к этому же призывал локализаторов своего романа в других странах.

Немного о самом Владеке Шпигельмане. С первых страниц Владек предстает перед читателями как человек (мышь), обесценивающий дружбу. Сыну, которого обидели на улице его друзья он говорит:

«Друзья? Твои друзья? Запри их на неделю без еды, тогда узнаешь, что это такое, друзья!» — это первый отголосок войны в жизни Владека.

В настоящем он страдает патологическим накопительством и на фоне этого вечно спорит со своей женой от второго брака, ворчлив, скуп и, в целом, невыносим – они с Арти часто ругаются прямо во время интервью, однажды автор с иронией назвал отца «расисткой карикатурой на старого жадного еврея».

О своей молодости Владек повествует, начав с довоенного времени, с особым трепетом вспоминая маму Арти – Аню, которая покончила жизнь самоубийством спустя двадцать с лишним лет после войны. Отчасти именно смерть мамы сподвигла художника записать интервью у отца о их жизни, и очень разозлился на него, когда узнал, что несмотря на его барахольство, старик выкинул дневники матери, которые могли пролить свет на причины ее тяжелой депрессии и смерти.

Аня, Владек и их, погибший во время войны, сын Рышо

Фото: livelib.ru

По ходу истории Арт сам предстает мрачным и даже депрессивным, часто прерывается на собственные переживания, задаваясь вопросами о тяготе прошлого своей семьи, своего народа. Сомнений нет – холокост оставил отпечаток и на нем самом.

Поговорим о том, почему каждому нужно прочесть это произведение.

Не раз, как мы уже говорили, комикс попадал в списки запрещенных, от чего складывается впечатление, что его осудили по свастике на обложке, даже не открыв и не прочитав пару глав. В нашей стране с его выпуском тоже были проблемы, связанные с законом о запрете на пропаганду или публичное демонстрирование свастики. Сам Шпигельман, столкнувшись со скандалами, неоднократно повторяет, что его работа – это память, которую необходимо увековечить и если ее запретят, то это предвестник страшного.  

«Маус» не очередной «список Шиндлера», в котором евреи участвуют в роли покорных жертв, это по-настоящему волнующая история еврея. В первую очередь человека, который не принял обличие жертвы и послушно пошел на плаху, он, не теряя духа, находил миллион способов оставаться ценным человеком. Да, иногда за счет нажитых до войны богатств, но чаще, благодаря своему умению приспособиться и использовать все возможности оставаться полезным.  

В графическом романе раскрываются вопросы выживания, как важно делать правильный моральный выбор и нести ответственность за себя и близких, не забывая про безопасность. Самое страшное, что, несмотря на то, что история все-таки принадлежит выжившему, каждый поворот событий в романе заставляет замереть в ожидании следующей раскладки, при этом ты понимаешь, что это не придуманный человеком сценарий, это все было наяву.  Комиксу, несмотря на груз трагедии, также близка ирония и, местами, комедия.

Что примечательного может быть для поклонника комиксов, в целом? Да всё! Как Шпигельман играет с панелями и текстурами, предлагая читателю ужасающий контекст.

Если вы пресытились типичными комиксами про супергероев, то это произведение точно перевернет ваше представление об индустрии. Автор ломает четвертую стену, то и дело общается с читателем и показывает то, что обычно остается по ту сторону создания комикса – он словно рисует его вместе с нами.

Здесь у персонажей нет суперсилы, чтобы избежать смерти, а трагичные события не имеют возможности повернуться вспять. В этом и заключается доблесть главного героя он словно сверхчеловек обходит все трудности на своем пути и умудряется выжить там, где миллионы погибали – в Освенциме.

«Маус» — уникальное произведение. Оно тяжелое по сути и одновременно легкое в чтении. Арту Шпигельману удалось невозможное – он заставил всех поверить в то, что комиксы могут быть серьезным жанром, добился мирового признания и сумел в простой манере донести, какого труда его семье стоило пережить ужасы войны и сколько они потеряли на пути к свободе.

«Маус» — это вакцина от войны  нашего поколения.

Текст: Анастасия Старчевская

Вам понравится

Оставьте комментарий