«2001 год: Космическая Одиссея» – главный фильм о космосе, даже спустя полвека

Несмотря на то, что 2001 год уже давно позади, культовая «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика продолжает оставаться величайшей вехой в истории мирового кинематографа. Все последующие фильмы о космосе или картины, так или иначе связанные с темой научной фантастики основаны на ней: в визуально-технологическом или смысловом планах. А это такие фильмы, как «Чужой», «Солярис» и даже «Звездные войны».

В основу фильма лег рассказ известного писателя-фантаста Артура Кларка «Часовой», сценарий к фильму автор и режиссер разрабатывали вместе, а впоследствии Кларк написал одноименный роман, который вышел сразу после премьеры фильма.

Пожалуй, важно сразу заметить, что «Космическая одиссея» вышла в очень нужное и точное время и оказалась слишком актуальной в 1968 году, т.к. незадолго до выхода фильма на большие экраны, американский «Аполлон 8» впервые доставил человека на окололунную орбиту. И если уж СССР в 1965 году обогнали США в гонке за технологическое первенство (Алексей Леонов — первый человек, побывавший в открытом космосе), то пусть США будут первыми, кто снимет большой, смысловой и правдоподобный фильм про космос.

И его снял Кубрик. «2001 год: Космическая одиссея» – не просто слишком качественный (даже на сегодняшний день) фильм про космос, но фильм революционный, совершенно взбудораживающий весь жанр и мировой кинематограф в целом.

Идя на фильм про космические станции и межгалактические путешествия, американская аудитория ожидала увидеть заведомо скучных и надоевших роботов, нелепых пришельцев, странных ученых, одержимых идеей захватить мир и глупых сексапильных женщин (для большей кассы).

Кубрик ломает все стереотипы, решается на невероятные риски и совершенно не боится того, что зрители будут покидать кинозалы с выражением лица а-ля «What?!». Режиссер всегда боролся за звание интеллектуала и, пожалуй, можно сказать, что в «Космической одиссее» он достигает этого на самом высоком личном уровне.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Название картины определяет жанр, созвучный с Гомеровской «Одиссеей», чьи события происходят на Земле,  и где герой, гонимый странник и воин, ищет ответы на извечные вопросы: в чем всеобщий смысл и какова конечная цель человеческого существования?

Кубрик лишь перенес действо в космос, вопросы же остались неизменными.

Вообще картина, в отличие от одноименного романа, может показаться крайне затянутой и даже нудной, ее неторопливый и как будто бы нарочно ленивый темп может раздражать зрителя, который смотрит или слушает не очень внимательно. А надо сказать, что Кубрик об этом позаботился.

Например, первый диалог в фильме звучит лишь на 26-ой минуте, но визуально сопровождается крайне скупо и без символической нагрузки, однако, когда режиссер показывает что-то действительно важное, в кадре либо гробовая тишина, либо звуки любимой Кубриком классической музыки. Он делал это, конечно, намеренно, дабы не отвлекать зрителя.

Режиссер также отказывается от заумного голоса рассказчика, который как бы ведет повествование, объясняя все на пальцах для не очень развитых зрителей. В «Космической одиссее» же единственным путеводителем можно считать межкадровые титры, которые озаглавливают части фильма и помогают зрителю понять, на каком временном отрезке повествования он сейчас находится.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

Итак, по сюжету в первой главе фильма (всего их три) «На заре человечества» неизвестного происхождения черный монолит, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением сторон 1:4:9 (1²:2²:3²), прибывает к древним австралопитекам. Благодаря этому монолиту, предшественники человека научились пользоваться подручными материалами, как инструментами труда и оружия.

Кадр из фильма «Прибытие»

И сразу можно сказать, что, безусловно, Дени Вильнев, делая в 2016 году потрясающее «Прибытие», вдохновлялся именно этим фильмом и именно этой идеей внеземной расы.

Интересно также отметить, что на протяжении всего фильма Кубрик не может удержаться от своей вечной авторской иронии (которая позже достигла своего апогея в «Заводном апельсине»): режиссер намекает нам на то, что все не правы. И Дарвин, который утверждал, что люди произошли от обезьян, и христиане, считая, что мир сотворил Бог за 6 дней (а на 7 отдыхал).

«Космическая одиссея» демонстрирует, так называемую, теорию «Разумного замысла». Таким образом, черный идеальной формы монолит не просто каменная глыба, случайно приземлившаяся к австралопитекам, но целая разумная раса. Сам Кубрик говорил,  что ему меньше всего хотелось создавать Бога в виде седовласого старца или антропоморфных существ с другой планеты, поэтому было принято решение изобразить его в виде идеальной фигуры.

traslacamara.com

Далее следует сцена, навсегда вошедшая в историю кинематографа, т.к. она демонстрирует всю мощь этого вида искусства и все его безграничные возможности. Возможности, которыми не обладает ни литература, ни музыка, ни живопись.

На экране зритель видит австралопитека, который подбирает кость и начинает использовать ее в качестве оружия, проявляя неимоверную и непонятно откуда взявшуюся агрессию и злость (то, о чем рассуждает Кубрик на протяжении всего фильма и, то, что, как он выясняет, заложено в человеке самой природой), затем под звуки симфонии Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» подбрасывает эту кость, и кадр сменяется космическим кораблем. Это то, что критики любят называть «кинематографом в чистом виде»: когда за 10 секунд зритель преодолевает расстояние в 10 тысяч лет: от изобретения оружия до изобретения огромного космического корабля, за каких-то десять секунд под великую симфонию режиссер позволяет нам преодолеть огромный эволюционный скачок. Сама сцена демонстрирует не только все величие кинематографа, но и нагружается сильнейшей смысловой и визуальной символикой: симфония Штрауса, написанная им к произведению Ницше «Так говорил Заратустра», сопровождает насильственные кадры – переход от обезьяны к человеку. Человеку, который является лишь промежуточной ступенью, т.к. за ним следует становление Сверхчеловека.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

Вообще символики произведения Ницше в фильме достаточно, так, например, нижеприведенный кадр демонстрирует образы зороастризма, религии, главным пророком и божеством которого был Заратустра.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Перенеся зрителя во вторую главу фильма, в 1999 год, Кубрик показывает еще одну интересную особенность: холодная война между СССР и США все еще существует, однако представители стран сохраняют вежливое сотрудничество, умно утаивая друг от друга секреты. Однако надо отдать должное Кубрику, который не встает ни на одну из сторон, хотя в то время в американской фантастике такой ход был бы весьма модным.

Кубрик гораздо выше этого. И гораздо мудрее. Он не может и не хочет симпатизировать ни одной из сторон, т.к. апокалиптическое пророчество будет действовать на все человечество в целом. Ведь совершенно не важно, кто ты по национальности: злость и агрессия заложены в тебе по определению, и ты обречен также, как и все остальные.

В финальной главе фильма темп становится будто еще медленнее, однако эта своего рода ошибочная «галлюцинация», потому что именно в этой части происходит «Возрождение» или «Перерождение», тут уж как посмотреть.

Группа ученых в 2001 году летят на Юпитер, т.к. там был обнаружен очередной черный монолит. Часть экипажа пребывает в состоянии анабиоза, а двое других пилотов вместе с новейшим компьютером с искусственным интеллектом HAL 9000 управляют кораблем.

В этой главе, помимо смысловой линии, которую ведет Кубрик весь фильм, он поднимает проблему искусственного интеллекта и возможности восстания компьютеров/роботов против своих создателей (то, что впоследствии будут использовать в своих фильмах Скотт, Кэмерон, и.т.д)

melissafojt.wordpress.co

Интересно еще и то, что компьютер HAL 9000 визуализирован в виде красно-мигающего «глаза», это еще одна аллюзия на «Одиссею» Гомера, где Одиссей встречается с одноглазым циклопом Полифемом. Члены экипажа становятся пленниками бортового компьютера точно так же, как члены команды Одиссея становятся узниками таинственной пещеры мифического циклопа.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

Именно монтажные решения с единственным явным отрицательным персонажем «Космической одиссеи» являются наивысшей точкой мастерства Кубрика, т.к. сцены с убийством членов экипажа, а также наблюдения HALа за немым разговором двух пилотов – проходят опять же в совершенной гробовой тишине, на фоне бескрайнего космоса, где каждый жест замедлен и тебе негде скрыться – все это ужасает гораздо больше, чем впоследствии снятое Кубриком «Сияние».

Финальные сцены еще сильнее путают зрителя и загоняют его в тупик, однако здесь происходит главная кульминация не только третьей главы фильма, но всей картины в целом, т.к. пилот Боумен после пересечения бесконечности попадает в светлую, выполненную в духе Ренессанса, комнату. И если в предыдущих сценах, Кубрик выражал свою любовь к поп-арту, передавая дизайном интерьера «привет» своим кумирам, таким, как Энди Уорхол, Оливье Морга и Альфред Хэнсен, то в этой же сцене царит атмосфера XVII-XVIII веков. Само слово Ренессанс, как известно, означает Возрождение. За чередой непонятных для зрителя кадров, после полуторачасового ленивого повествования, Кубрик и Кларк наконец достигают своей цели – показывают возрождение/перерождение человека в Сверхчеловека. Все по канонам Ницше.

indiewire.com

Финал картины можно трактовать очень по-разному, оптимистично или пессимистично, это, пожалуй, дело субъективное. Однако факт остается фактом: Кубрик изображает на экране величайшее творение, которое смотрится ново и завораживающе даже сейчас.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Как и все в этом фильме, этот кадр буквально кричит смыслами: то ли человеческий эмбрион с невероятно разумными глазами – это лишь начало пути нашей цивилизации, которая жадно исследует все неизведанное, а может это влияние странной расы черных монолитов, которые не могут больше смотреть на то, как человек жесток и глуп (несмотря на все свои космические достижения), таким образом, давая понять, что исход человечества – предопределен, и за нас уже все давно решили.

Текст: Ксения Фролова

Вам понравится

Оставьте комментарий