Читая музыку: страницы из истории The Rolling Stones

В 1970 году у легендарной британской рок-группы The Rolling Stones истек контракт со звукозаписывающим лейблом Decca Records. Тогда участники группы решили, что не хотят больше ни от кого зависеть, и уже год спустя, в апреле 1971, был основан The Rolling Stones Records. Вместе мы послушаем те самые пластинки, окунувшись в атмосферу 70-80-х годов и ощутим сердцебиение не только Великобритании, но даже таких стран, как, например, Ямайка и Куба. А напоследок, вспомним, кто из русских писателей вдохновлял самих The Rolling Stones.

esquire.ru

Лейбл The Rolling Stones Records задумывался прежде всего для того, чтобы участники группы могли выпускать сольные альбомы, однако возможность записи пластинок других музыкантов и групп тоже не исключалась. Первым, 8 октября 1971 года, был выпущен альбом марокканского коллектива «Master Musicians of Joujouka» «Brian Jones Presents the Pipes of Pan at Joujouka», который представлял собой запись выступления 29 июля 1968 года.

Альбом стал широко известен, как первый мировой музыкальный LP. Сам Брайан Джонс, продюссировавший выход пластинки, говорил, что все треки специально подобраны для наилучшего представления о музыке, играемой в деревнях Марокко во время национальных праздников. Это было важно для представления коллектива мировой аудитории и привлечения новых музыкантов.

7 января 1972 года был выпущен «Jamming with Edward!», состоящий из треков, записанных Миком Джаггером, Биллом Уайменом и Чарли Уоттсом совместно с Ники Хопкинсом и Раем Кудером.

Альбом состоит из нескольких свободных джем-сейшенов, записанных музыкантами пока они ждали возвращения Кита Ричардса, покинувшего студию, когда встал вопрос об участии Кудера в работе над пластинкой. В силу стойкой ассоциации с The Rolling Stones, «Jamming with Edward!» достиг 33-ей позиции в чартах США, однако так и не смог попасть в топ в Великобритании.

В начале 1973 года Мик Джаггер и Кит Ричардс проявили интерес к кубинской рок-группе «Kracker», продюсером которой был Джимми Миллер. В результате был заключен контракт, согласно которому релиз их второго альбома «Kracker Brand» был лицензирован для распространения за пределами США лейблом The Rolling Stones Records. А в конце того же года «Kracker» открывали концерты The Rolling Stones во время их европейского тура.

В первые годы существования The Rolling Stones композиции создавались при участии всех пяти членов группы. Вещи, написанные Джаггером и Ричардсом, разительно отличались от прочих (к слову, именно их песни принесли группе мировую известность) и постепенно стали составлять большую часть репертуара. В силу этого между бас-гитаристом группы Биллом Уайменом, не получавшим возможности воплотить в жизнь все свои идеи, и Джаггером и Ричардсом возникли разногласия. И в 1974 году Уаймен первым из участников группы выпустил сольный альбом – «Monkey Grip», показавший, что его композиции не подходят под формат The Rolling Stones.

«В первом альбоме я из кожи вон лез, чтобы сделать запись повеселее, но это завело меня куда-то не туда, – говорит Билл. – Кроме того, возникли большие проблемы с промоушеном. Не было сингла. Я даже не задумывался о том, чтобы его написать. И вот я оказался в труднейшей ситуации – нужно было выбрать сингл для альбома, в котором даже нет подходящей песни».

Спустя два года вышел второй сольный альбом Уаймена «Stone Alone», в котором были учтены прошлые ошибки, а большинство композиций было написано в стиле R&B. На этом его сотрудничество с лейблом The Rolling Stones Records закончилось.

А еще через два года был подписан контракт с бывшим участником группы Боба Марли «The Wailers» Питером Тошем. В записи первого альбома для лейбла «Bush Doctor» принимал участие Мик Джаггер, исполнивший вместе с Тошем композицию «Don’t Look Back».

Однако, в 1981 году, несмотря на относительный успех Тош покинул лейбл, сославшись на отсутствие развития и личный конфликт с группой. Позднее Джаггер также выпустил два сольных альбома на лейбле – «She’s the Boss» (1985) и «Primitive Cool» (1987).

И напоследок, как мы и обещали, немного (шутка — много!) о том, кто же из русских авторов вдохновлял The Rolling Stones. Не секрет, что Россия – такая дикая, холодная, далекая и непохожая ни на одну из европейских стран – всегда привлекала иностранцев.

Через музыку интереснее всего наблюдать за тем, какое влияние русская культура оказала на другие страны и как воспринималась иностранцами.

Одни – сосредоточили внимание на русской политике и истории, как например, Стинг в песне «Russians» и Эл Стюард в «Road To Moscow».

Для других – источником вдохновения стали произведения русской литературы, и список этих музыкантов довольно широк: от вышеупомянутого Мика Джаггера и Боба Дилана до современных молодых исполнителей, среди которых и Лана Дель Рей, и Скай Феррейра.

gettyimages.com

А теперь перенесемся на 50 лет назад. В 1968 году The Rolling Stones записывают свой седьмой студийный альбом «Beggars Banquet», в котором впервые появилась композиция «Sympathy for the Devil» (на русский язык название можно перевести как «Сострадание к дьяволу»).

На написание текста песни Джаггера вдохновил роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который, по одной из версий, дала ему его девушка – британская певица Марианна Фейтфулл. В книге дьявол – светский человек, «a man of wealth and taste», как позднее напишет Джаггер. Впрочем, любой, кто счел за труд внимательно прочитать роман Булгакова, найдет в тексте песни множество отсылок к его сюжету.

Уже с первых строк песни («Please allow me to introduce myself, I’m a man of wealth and taste» – «Пожалуйста, позвольте мне представиться, я человек богатый и с хорошим вкусом») наблюдается параллель с текстом первой главы

«Извините меня, пожалуйста, – заговорил подошедший с иностранным акцентом, но не коверкая слов, – что я, не будучи знаком, позволяю себе…».

Затем в песне дьявол, от лица которого ведется повествование, рассказывает о распятии Христа, бездействии Понтия Пилата, о революции в России и убийстве царской семьи, о Второй мировой войне. Изначально песня должна была называться «Devil Is My Name» (рус. – «Мое имя – Дьявол»).

Об этом Джаггер говорит следующее:

«Иногда в процессе написания песни сильно меняются. «Sympathy for the Devil» – как раз одна из таких песен, которые задумывались, как что-то одно – я писал ее в одном направлении, а затем мы начали менять ритм, и получилось нечто совершенно иное. Она появилась как акустическая песня в народном стиле, а затем вдруг стала безумной самбой. Наверное это и правильно, ведь по-настоящему хорошая песня может стать чем угодно».

hollywoodreporter.com

Кит Ричардс в 2002 году сказал, что «“Sympathy” –

«это достаточно жизнеутверждающая песня. Она просто предлагает заглянуть в лицо дьяволу. Он все время где-то рядом. […] Люди склонны скрывать зло и надеяться, что оно само себя уничтожит и не поднимет своей уродливой головы… И сейчас, на фоне трагедии 11 сентября, песня все еще актуальна. Она создавалась на пике Холодной войны – самого напряженного периода истории со времен Второй мировой войны, а хаос – не союзник мира и любви. Мы хотим верить, что мир совершенен, но это не так. […] Вы можете принять тот факт, что зло рядом, и обращаться с ним, как вам угодно. “Sympathy for the Devil” – это песня, которая говорит: «Не забывай о нем. Если ты будешь ему противостоять, оно останется не у дел».

Однако сразу после выхода песня была принята довольно холодно, The Rolling Stones стали обвинять в сатанизме, ведь для консервативного общества «Sympathy for the Devil» стала настоящим шоком, что, в общем, было лишь на руку группе, обеспечив популярность и узнаваемость во всем мире.

«Когда люди начали говорить о нас как о сатанистах, это показалось мне по-настоящему странным, ведь, в конце концов, это была всего лишь одна песня. Это ведь не был целый альбом с обилием оккультных знаков на обороте. Казалось, люди очень охотно приняли этот образ, и он постепенно перенесся на современные хэви-метал-группы» (1971 год, Мик Джаггер в интервью для журнала Creem)

В том же 1971 году Кит Ричардс заявил, что если раньше люди считали их деятельность лишь невинным ребячеством, то после выхода «Sympathy» стлали говорить, что они – само зло.

Однако, что есть зло? Одни называли The Rolling Stones тайными агентами Люцифера, другие – хорошими рок-музыкантами, а что в действительности? Даже если они и были посланниками самого Сатаны, кого это волнует, если они так чертовски хороши! Тем более, что песня «Sympathy for the Devil» оказалась на 32-ом месте в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone.

Текст: Яна Бишир 

Вам понравится

Оставьте комментарий