Нас здесь никогда не было

«Таксит XXI века»! Такую надпись мы видим на каждой афише нового фильма Линн Рэмси, мастера психологических драм и триллеров. К сожалению,  «Тебя здесь никогда не было» окружен бесчисленным множество ярлыков о фильмах про психопатов. Так, что за ними не видно сути фильма. Попробуем разобраться «кого же здесь на самом деле не было?» и при чем здесь книги.

40, 39, 38…

Целлофановый пакет на голове – единственное место, где можно спрятаться от их криков даже столько лет спустя. «Тебя здесь никогда не было» похож на десятки фильмов про наемных убийц, но одновременно он не похож ни на что.

Картина является интерпретацией небольшой неонуаровской новеллы Джонатана Эймса, где каждый персонаж наделен небольшой частичкой автора. Так повествование становится честным и пронзительным. Как новелла, так и фильм выстраиваются вокруг крайне сложной темы детских психологических травм и неврозов. Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином») — профессионал в деле распутывания клубка тонких психологических сюжетов.

Кадр из фильма «Тебя здесь никогда не было»

В течение полутора часов вы будете неумолимо наблюдать за несколькими сюжетными линиями. Вы будете дрожать, бояться, сочувствовать, переживать и даже плакать.  Картина как будто предназначена для таких резких смен чувств и эмоций. Сфокусированные крупные планы сменяются размытыми кадрами. Происходит полное погружение в искалеченное, мечущееся сознание главного героя. И все это на фоне грязной изнанки мегаполисов в духе «Города грехов» (снова ярлыки).

Отдельных слов заслуживает музыкальный гений современности, полимат, Джонни Гринвуд, которому в очередной раз удалось создать что-то неповторимое. Череду резких, зачастую неприятных звуков, Гринвуд умудряется соединить в единую гармонию. Саундтрек, вслед за операторской работой, является той призрачной нитью, связывающей зрителя с картиной.

Кадр из фильма «Тебя здесь никогда не было»

Джо (блистательный Хоакин Феникс), серийный убийца, взрослый мужчина, смотрящий на мир глазами искалеченного подростка. Он хладнокровно заносит молот правосудия над головами мерзких чинуш, развлекающихся в борделе, но при этом может легко расплакаться.

Ему плевать, жив ли он или мертв. Нескончаемые методичные и будничные убийства… Лишь бы дальше прятаться от мира. Никаких эмоций, максимальная отрешённость.

«Куда поедем? – Не знаю. – И я не знаю».

Кадр из фильма «Тебя здесь никогда не было»

И так бы было и дальше, если бы не зеленый луч надежды в виде маленькой девочки Нины.  Бесчеловечно убивающий всех на своем пути Джо, оказывается гораздо более человечным, чем высшие слои американского общества.

Одной из главных тем фильма является цветовая игра: красного и зеленого. Красный – насилие и безумие, превалирует в начале фильма. По мере исцеления сознания Джо на экране начинают появляться зеленые оттенки. И внимательно следите за сценой задумчивого выбора Нины за обеденным словом.

Этот фильм стоит посмотреть действительно каждому и убедиться, что, несмотря на злость, наполняющую наш мир, надежда и выбор есть всегда, а насилию может быть положен конец. Держа эту мысль в голове, мы вновь окажемся здесь.  

Wake up! It’s a beautiful day.

Текст: Левон Арутюнян

Вам понравится

Оставьте комментарий