«Секретное досье» Стивена Спилберга — киноманифест свободы прессы

В минувший понедельник в США назвали лауреатов Пулитцеровской премии 2018 года. Помимо неожиданного Кендрика Ламара, в списке победителей — ветераны премии The New York Times и The Washington Post.  Их прочные позиции заслуженны: начиная с 19 века, две старейшие американские газеты публикуют срочные новости, международные и национальные репортажи и серьезные расследования. О самом ярком из них – недавний фильм Стивена Спилберга «Секретное досье».

США, 1971 год. У NYT на руках неожиданно оказывается сборник документов, в которых подробнейшим образом  рассказано о ходе Вьетнамской войны и, непосредственно, американского в ней участия. Документы шокируют.  Проваленные операции, отсутствие всякой определенности, а, главное, ужасающее количество жертв, увеличивающееся с каждым днем.  Становится ясно, что в этой войне нет никакого смысла, но власти продолжают отправлять на смерть сотни и тысячи солдат. И продолжают врать – Америке и всему миру.

The New York Times самоотверженно берется за публикацию секретного сборника, но их быстренько останавливают и отправляют в Верховный суд.  Тогда в дело вступает небольшая и не очень на тот момент популярная газета The Washington Post, редакция которой раскалывается на два лагеря: одни выступают за публикацию материалов, другие – против. Акции компании в этот момент находятся в шаге от продажи, юристы – от бешенства, а владелица газеты Кэтрин Грэм (Мерил Стрип) – от обморока.

Кадр из фильма «Секретное досье»

Сложно? Дальше будет еще сложнее.  Придется познакомиться с большей частью редакции WP, с их коллегами из NYT, со всей правительственной верхушкой и даже дочерью одного из журналистов Бена Багдикяна (Боб Оденкерк). В картине Спилберга нет случайных персонажей, и если где-то на первых минутах вы отвлеклись, проверяя, сладкий-таки вам дали попкорн или соленый, не удивляйтесь потом, что не можете разобраться, кто, куда и зачем.

Из-за множества деталей и отсутствия динамичного развития сюжета многие объявили фильм скучным, запутанным и предсказуемым.  Но на любое обвинение всегда найдется контраргумент, и, поразмыслив, мы поймем, что достоинств у новой картины Спилберга куда больше, чем недостатков.

Кадр из фильма «Секретное досье»

Во-первых, актерский состав. О звездном комбо Спилберг-Стрип-Хэнкс заговорили практически сразу после Оскара 2017. Для Тома Хэнкса «Секретное досье» стал пятым совместным фильмом со Спилбергом и первым со Стрип, а Мерил вновь оказалась в шорт-листе номинанток на главную женскую роль, в очередной раз доказав всем, что дорогу молодым уступит ой как не скоро.

Имена Хэнкса и Стрип – уже давно гарант качества, высоких кассовых сборов и пропуска на очередную церемонию Академии. И пусть это не лучшие роли обоих, но отыгрывают они их, как всегда, прилежно и убедительно (правда, без особой искорки).

Кадр из фильма «Секретное досье»

Во-вторых, абсолютное погружение в тему. Спилберг с невероятной точностью воссоздает эпоху 70-х: костюмы, прически, автомобили, телефоны-автоматы – все в сепиевых тонах и под саундтреки Джона Вильямса (чья музыка звучит в «Списке Шиндлера», «Индиане Джонс», «Челюстях» и еще добром десятке фильмов «золотого фонда»).

Отдельная история – редакция. Здесь Спилберг явно стилизует картинку под «Всю президентскую рать» Алана Пакулы, в свое время  собравшую четыре заветные статуэтки (в отличие, увы, от «Секретного досье»). И если не обращать внимания на HD-качество и не знать, что Дастину Хоффману (исполнитель главной роли в фильме Пакулы, — прим. ред.) 80 лет, не факт, что вы определите, какой фильм 1976 года, а какой – 2018. Атмосферу редакции Спилберг передает детально и с большим трепетом: представительные мужчины в костюмах, тоненькие машинистки, бесшумно летающие по офису с кучей листов, непременно, сигаретный дым (стереотипно, но стильно) и, наконец, сама пишущая машинка, которой Спилберг открыто любуется. Стук клавиш и серьезные разговоры в кабинете главного редактора (Том Хэнкс) – вот она, редакция, словно говорит режиссер. Это вам не хипстеры-фрилансеры с макбуком и капучино из «Старбакс», а настоящая журналистика, честь и совесть Америки.

Кадр из фильма «Секретное досье»

Ну, и в-третьих, актуальность. В 2016 г. Оксфордский словарь объявляет словом года «постправду» (не забываем про «fake news»), а словарь Уэбстера в 2017 г. – «феминизм».  Американские СМИ ведут войну со своим президентом, российскими медиа и друг другом. Прекрасный пол хочет, чтобы его любили не только за то, что он прекрасный, и выходит на марши.

И тут появляется фильм о журналистах, которые бросают вызов государству, открывают людям глаза на правду и сражаются за эту правду до победного конца. За журналистами, разумеется, стоит Женщина. Женщина, которая превратилась из наивной и неловкой светской дамы во властную начальницу, от решения которой зависит, без преувеличения, судьба страны.

This is a man’s world? «А вот и нет», — говорят Кэтрин Грэм, ее коллеги, новое поколение и Стивен Спилберг.  

Помимо этого Спилберг сообщает тем, кто не в курсе, что фильм основан на реальных событиях. В основу сюжета и диалогов в фильме легли три книги мемуаров, написанные Кэтрин Грэм, Беном Брэдли и Даниелем Эллсбергом. А история, как известно, главный учитель. И хочется верить, что «Секретное досье» будут воспринимать  не просто как качественную драму, а как серьезный посыл и тревожное напоминание – народу, журналистам и черному силуэту в окне Белого дома, чье лицо неслучайно весь фильм оставалось в тени.

Текст: Мария Ушакова

Вам понравится

Оставьте комментарий