Безумие в квадрате

Существует бесчисленное количество экранизаций и постановок бессмертной трагедии Шекспира о Гамлете. Казалось бы: чем еще можно удивить публику? Но спектакль «Гамлет | Коллаж», триумфально возвращающийся на сцену Театра наций, переворачивает все представления о пьесе великого британского драматурга.

 

На сцене присутствует одна единственная декорация – огромный вращающийся куб, способный принимать различные формы и цвет. В углу куба сидит человек в смирительной рубашке и что-то нервно бормочет себе под нос.

Colta.ru

сolta.ru

Так начинается, пожалуй, одна из самых необычных постановок Гамлета, которые когда-либо видел свет. Режиссер данного действа, Робер Лепаж – главный театральный волшебник по части компьютерных технологий. Впервые Москва увидела его постановку трагедии о принце датском еще в 2014 году. Представление неизменно собирало аншлаги, и вот, через несколько лет Гамлет возвращается.

В главной роли… Точнее каждое действующее лицо пьесы играет – художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. Как говорит сам актер перед постановочной группой не стояла задача придумать только что-то новое и новаторское; была идея рассказать историю Гамлета от одного лица, сделать моноспектакль.

«Мы не пытались сделать фокус ради фокуса», — подчеркивает Миронов.

Спектакль длится почти три часа. Постоянно сменяются декорации, Миронов перевоплощается то в Гамлета, то в Полония, а то и вовсе в Офелию. Однако у зрителя нет понимания того, в какое же время происходит действие спектакля. Куб словно находится вне времени и пространства, символизируя сознание Гамлета, находящееся в клетке.

Вот что говорит режиссер постановки Робер Лепаж:

«Главная проблема Гамлета в том, что он слишком много думает. Он не находит решения задачи. Это персонаж, который все время работает мозгом. В конце концов, мощный символ театра и «Гамлета» – череп. Поэтому Шекспир сочиняет огромную сцену, где есть череп, это тоже, в конце концов, человеческая голова. У меня нет, конечно, всех ответов на мои многочисленные вопросы. Поэтому было интересно сделать что-то с одним актером, с головой одного актера».   

Режиссер спектакля, Робер Лепаж

ria.ru

Безусловно спектакль является знаковым. Как в свое время таганковский «Гамлет» с Высоцким и «живым» занавесом, так и Миронов, находящийся в кубе, меняют представления о взаимоотношениях пространства и человека, декораций и актера.

Гамлет Миронова показан откровенно сумасшедшим пациентом дурдома, страдающим диссоциативным расстройством личности. Но его безумие граничит со святостью и мудростью. Принц датский словно пытается собрать воедино свое сознание из коллажа мыслей.

vteatrbilety.ru

Знаменитый вопрос «быть или не быть?» настигает Гамлета в ванной комнате с бритвой в руке. Гамлет подходит к самому краю куба, но не срывается вниз, а взлетает вверх к звездам.

w-shakespeare.ru

В финале черная куртка оборачивается белизной смирительной рубашки, и Гамлет вновь покорно сворачивается в углу комнаты. Но он просит всех, чтобы эта история была рассказана вновь и вновь, и чтобы каждый дал себе ответ на вечный вопрос: быть или не быть?

Ответ вы узнаете в Театре наций, спектакль – «Гамлет | Коллаж».

Текст: Левон Арутюнян

 

Вам понравится

Оставьте комментарий