«Бог-Скорпион». Часть II: Дебри Африки (рассказ «Клонк-клонк»)

Рассказом «Клонк-клонк», вторым из сборника «Бог-скорпион», У. Голдинг дает свою оценку извечному противостоянию мужчины и женщины.

 

Восприятие отношений мужчины и женщины все время менялось. В мире, когда люди жили в условиях первобытно-общинного строя и только где-то на карте вырисовывались протогосударства, главенствующее положение в семье и обществе мужчины или женщины варьировалось и основывалось, как правило, на культах и верованиях тех или иных племен. С течением времени традиции патриархата возобладали повсеместно, а матриархат бесследно пропал во тьме веков.

Тренд стал меняться с конца XIX в., когда началась эмансипация в странах Европы и Америки. Этот процесс продолжался долгое время в странах первого и второго мира в XX в. (во Франции впервые женщинам разрешили голосовать на выборах только в 1945 г.), а также захватил некоторые страны третьего.

1917 год

На сегодняшний день страны, в которых эмансипация уже давно состоялась, имеет дело с ее эволюционировавшей и более наступательной формой: феминизмом. В некоторых странах ущемлению прав уже начинают подвергаться мужчины. Парадигма сместилась.

Как должно выглядеть равноправие полов в обществе? И вообще нужно ли оно? Эти вопросы сегодня, в той или иной форме, крайне актуальны для любого региона мира. Но люди забывают про следующий краеугольный вопрос: что представляет из себя общество, в котором главенствуют женщины? На все эти вопросы Уильям Голдинг ответил своим вторым рассказом под названием «Клонк-клонк» из сборника «Бог-Скорпион».

inforesist.org

Автор обратил свой взор к истокам: на Африканский континент, где, согласно одной из гипотез, и сформировался современный вид человека, Homo sapiens.

Действие рассказа происходит внутри безымянного племени, родового конгломерата, скрытого в дебрях Африки. Особенностью данного племени является доминирующее положение женщин. Одной из деталей, указывающих на превосходство женщин в племени, выступает образ Луны, которую герои рассказа называют Небесной Женщиной и почитают ее как богиню. В матриархальных политеистических обществах главное божество обладало исключительно женскими чертами.

popularmechanics.com

Помимо этого, именно главная героиня, Пальма — Дающая Имена Женщинам, или Та, Чье Сердце Переполнено Именами (каждый член общины обладает не одним, а несколькими именами) возглавляет племя. К ней относятся с большим уважением как женская, так и мужская половины племени, которые живут порознь, исполняя, однако, друг перед другом формальные обязательства, в число которых входит, например, охота у мужчин и рождение, а также воспитание детей, у женщин. Особое внимание уделяется разному уровню развития мужской и женской частей племени. Мужчины – крайне глупы; большую часть своей жизни они занимаются охотой. Женщины, наоборот, явно выделяются умом на фоне мужчин; мыслительные процессы представительниц женской части племени гораздо сложнее мужских. Это подтверждается в сцене, когда Пальма говорит самой себе:

«Пальма, выдумываешь невесть что, ты же не мужчина!».

Голдинг несколько раз по ходу произведения явно дает понять читателю, насколько сложно женщине стоять во главе ячейки общественно-экономической формации (в данном случае, племени), поскольку мысли Пальмы о возможном извержении вулкана, которое может погубить племя, каждый раз вытесняются рефлексией, связанной с желаемой беременностью, и размышлениями о начавшемся старении, о том, что расцвет ее позади.

Полной противоположностью Пальмы является член мужской части племени Нападающий Слон, которого также зовут Шимпанзе и Леопард Убивающий Водяной Лапой. Это главный герой рассказа, который также, как и Пальма отличается от своих соплеменников. Однако … отличается не силой и властью, как Пальма на фоне других женщин, а, напротив, робостью и слабостью.

После того, как, в результате неудачной охоты, его прогоняет мужская часть племени, Шимпанзе бежит, скуля, один по ночным джунглям с раненой ногой. Куда? Догнать мужскую часть племени? Совсем наоборот, Шимпанзе несется к женщинам, набегу повторяя «ма-ма». Раненый, обессиленный и подавленный одиночеством, он жаждет женского тепла на подсознательном уровне восприятия.

И героиня, и герой несчастны, несмотря на наличие сексуальных партнеров (в обеих частях племени распространены гомосексуальные отношения); обоим чего-то недостает. Нападающий Слон хочет иметь не просто сексуального партнера, а родственную душу. В одной из последних сцен романа он пытается объяснить Пальме, что именно его гложет.

« — Клонк. Моя лодыжка говорит: «клонк».

Он поднял на нее глаза – может быть, ища сочувствия. Но она, отвернувшись, смотрела на пузатый мешок на треноге. На ее лице вновь появилась кривая улыбка. «…»

— И во мне звучит «клонк». Но ведь не узнаешь, что у ребенка в голове.»

Такими простыми словами герой признается героине в любви. Пальма принимает его. На этом произведение и заканчивается.

Голдинг показывает, что и самой сильной женщине, и самому слабому мужчине в одинаковой степени нужна любовь…

tumblr.com

Это довольно-таки объяснимо. Человек не может жить без любви. Эту точку зрения высказывал и представитель Франкфуртской школы психологии Э. Фромм, вступив в заочное противостояние с основателем школы психоанализа З. Фрейдом, который считал, что системообразующим элементом жизни каждого человека, который во многом и определяет эту жизнь, является половое влечение.

Согласно Э. Фромму, основой человеческой жизни не является ни половое влечение, ни сексуальность, ни секс. Главной составной частью взаимоотношений полов и жизни в целом немецкий ученый считал любовь, которую сам он определял как наивысшую степень межличностного слияния (здесь Фромм имеет в виду исключительно гетеросексуальные отношения, называя гомосексуальные нездоровыми), поскольку, если бы физиологический рефлекс был бы главным в жизни человека, люди ограничивались бы самоудовлетворением, не ища себе партнеров вовсе.  

Подобную мысль и развивает У. Голдинг в «Клонк-клонк». Неважно, где, в какую эпоху и при какой форме общества живут люди. Одни и те же проблемы будут неизменно оставаться, быть может, лишь частично видоизменяясь: матриархальное племя Африки далекого прошлого и патриархальное общество настоящего, пронизанное феминизмом, имеют больше схожих черт, чем кажется на первый взгляд. Чтобы покончить с порочным кругом борьбы за главенствующее положение в обществе между мужчиной и женщиной и выйти на новую качественную ступень развития, всему человечеству просто нужно…научиться любить.

Текст: Даниил Коряк

Вам понравится

Оставьте комментарий