«Иванов» в свете плафонов

Спектакль «Иванов» в  трактовке режиссера Тимофея Кулябина, получивший семь номинаций в премии «Золотая Маска» 2018, покоряет большие экраны городов России и ближнего зарубежья. Города-участники, расписание сеансов, цену билетов, актерский состав и отзывы знаменитых театральных критиков ищите на сайте проекта «Theatre HD». Мы же традиционно коснемся самой интересной части этого театрального перфоманса, не так давно дебютировавшего в Театре Наций  – соотношения действия театрального и пьесы, написанной русским классиком в уже далеком 1887 году.

За что мы любим господина Чехова? Конечно же за то, что обыденные, порою до смешного простые житейские ситуации, окрашенные в наши с вами самые глубинные эмоции, превращаются в его пьесах в трагические картины жизни, трогающие любое сердце. Его знаменитый «Иванов» — ярчайшее тому подтверждение. Герою не просто веришь. Ты надеваешь его потертый на локтях серый пиджак, берешь в руки книгу с закладкой-ленточкой, понижаешь голос и смотришь чуть исподлобья, с тем самым прищуром. В общем и целом, погружение в пьесу — это не простое сопереживание горю героя, это живое «проживание» каждого его чувства. Тому способствует не только тщательно прорисованный характер, детали его костюма и внешности, но и сама атмосфера, окружающая персонажа, каждая мелочь в изображенном на сцене интерьере, самые незначительные детали обстановки.

mk.ru

Тимофей Кулябин в своей постановке «Иванов» пользуется этой чеховской магией погружения, давая примерить образ человека прошлого века современному зрителю. Несомненно, главной действующей силой, заставляющей нас ощущать то самое блаженное «сопричастие», является актерская игра. Блестяще подобранный звездный состав рождает невероятные сентенции на сцене. Чулпан Хаматова, как замечает Марина Шимадина, обозреватель интернет-издания «Театрал-online»: «Пугающе достоверна». Каждым своим жестом ее героиня Анна Петровна обозначает больную истонченность, какую-то невероятную прозрачность, и ту силу, то тягостное упорство, с которым она  хочет удержать мужа дома, вызывая у него лишь злобу. Ее Сарру убьёт рак, и смерть эта останется на совести главного героя. Встает очень важный вопрос «Возможно ли сохранить в современном мире такое важное качество, как совесть? Можно ли с этим жить или нельзя?».

На вопрос этот отвечает главный герой пьесы. Евгений Миронов в образе Иванова, кажется, вовсе и не играет роль, но сам является таким вот обычным человеком совести, человеком, мучающимся и пытающимся «договориться» с самим собой и окружающим миром.  Не секрет, что господин Чехов в своих произведениях обращается, прежде всего, к человеку заурядному, которого легко можно встретить в реальности, повседневности. Он выводит его, такого великолепно правдоподобного и живого в самый центр действия, распахивает его душу и мы все, к нашему величайшему ужасу и восторгу, не видим там другого, чужого, но обнаруживаем лишь самих себя. Эту грань между обыденностью и всеобъемлющей философией жизни актер чувствует и переносит не только в привычный текст чеховской пьесы, но в каждый свой жест, пожатие плеч и даже взгляд.

theatreofnations.ru

Режиссер выводит  Сашеньку (Елизавета Боярская) на сцену  в струящемся коротком платье бежевого атласа, с распущенными развивающимися волосами, смешливую, живую – внешность красивой девушки, фотография которой точно понравилась бы любому в социальных сетях, однако она, в своих манерах, ужимках и словах – точная Сашенька чеховского времени, со всеми «нормальными» привычками барышни второй половины XIX века. Видно, что актрисе довольно трудно сыграть столь «заурядную» во всем девушку, однако трансформация «наивная девочка – взрослая женщина» выходит в короткие три часа представления наилучшим образом.

afisha.ru

В гиперреалистичном пространстве гостиной, несомненно,  обращаем внимание на магнитофон, уютно умостившийся на каминной полке, из которого слышатся песни Баскова, на стеклянные графины с апельсиновым соком и «аква-минерале» в пластиковых бутылках, расставленные привычно на праздничном столе. Кухня с глянцевым холодильником  и прихожая в желтом свете ламп-плафонов в квартире Иванова, его офисный кабинет и курительная комната, дача Лебедевых, зал бракосочетаний – все места действия выполнены настолько подробно-современно и так «взаправду» детализированы, что стать частью этого мира не составляет никакого труда (и здесь особенную честь стоит отдать художнику Олегу Головко, сумевшему перенести мир чеховского времени в нашу эпоху, превратив место действия в обыкновенные апартаменты, встречаемые нами каждый день).

afisha.ru

Герои говорят об обыденном, шутят, перекидываются ничего не значащими фразами, а в этот самый момент рушится их жизнь. В этом вся «соль» чеховского миропонимания, именно это и показывает нам режиссер Тимофей Кулябин на сцене Театра Наций.

Текст: Анастасия Булавинцева 

Вам понравится

Оставьте комментарий