«До свидания, мсье Перикур»

Фильм «До свидания там, наверху» является экранизацией одноименного романа, за который его автор Пьер Леметр в 2013 г. стал лауреатом Гонкуровской премии, самой престижной литературной премии Франции.

 

Для российского зрителя сама картина «До свидания там, наверху» Альбера Дюпонтеля будет интересна вдвойне. Во-первых, она, удостоившись в 2018 г. 5 кинопремий Сезар, стала еще одной знаковой вехой европейского кинематографа в области фильмов, посвященных Первой мировой войне. А, во-вторых, потому что фильмы о Первой мировой войне ни у советских, ни у российских режиссеров особой популярностью никогда не пользовались.  

В ходе Первой мировой войны главный герой фильма, талантливый молодой художник Эдуар Перикур, в результате бессмысленного наступления французских войск на немцев, становится калекой: у него изуродована нижняя часть лица и повреждены голосовые связки, из-за чего весь фильм он не говорит, а лишь издает звуки, чем-то напоминающие мычание.  

Множество составных элементов данной киноленты делают ее особенной и совершенно непохожей на другие фильмы, посвященные Первой мировой войне и возвращении людей к обычной жизни после нее. Тончайшие нити сюрреализма пронизывают этот фильм, создавая ощущение иллюзорности происходящего: яркие и насыщенные оттенки, которые выбиваются из общей хмурой палитры некоторых сцен (голубые глаза Эдуара, желтый костюм Майяра); загадочные и совершенно не похожие друг на друга маски Эдуара; происходящая в отеле фантасмагория, которой руководил главный герой; махинации Праделя, связанные с захоронением павших на войне и его «пробежка» по могилам.

epscape.com

Другой отличительной чертой фильма является художественное противопоставление войны и искусства. Молодой главный герой был раздавлен и растоптан войной, на которую, по всей видимости, он пошел из-за сложных отношений с отцом, к которому Эдуар никогда не питал теплых чувств.

После прохождения лечения в госпитале и с помощью подложных документов главного героя признают погибшим. Но искусство и талант Эдуара, после страшного ранения и долгого периода восстановления, помогают ему восстать из пепла, словно фениксу. Главным героем овладевает месть, и он решает зарабатывать деньги на эскизах памятников, посвященных войне, на которой сам он стал калекой. Суть аферы заключалась в том, что работа дальше самих эскизов не двигалась, а деньги Эдуар всегда получал вперед.

« AU REVOIR LÀ-HAUT » Réalisé par Albert DUPONTEL

kino.filmz.ru

Одним из обманутых стал и отец главного героя, Марсель Перикур. В одной из финальных сцен судьба сводить их лицом к лицу спустя столько лет. Эдуар не прощает отца.

Жизнь – это череда случайностей; человек может контролировать лишь некоторые из них. Пренебрежительное отношение отца к главному герою заставляет последнего пройти ад войны и страшные муки жизни после нее, что для впечатлительной и ранимой натуры человека искусства в сто крат сложнее, чем для любого другого человека. И если бы Марсель Перикур признал талант своего сына сразу (из его речи в финальной сцене можно предположить обратное), Эдуару не пришлось бы идти на войну, и жизнь его пошла бы совершенно по-другому. Скорее всего, именно эти мысли пронеслись в голове главного героя прежде, чем он решился на самоубийство.

Если бы не эта сцена, в которой Эдуар (в маске павлина) и произносит фразу: «До свидания там, наверху!», ставшую названием книги и фильма, и спрыгивает с балкона, это творение можно было бы назвать жестокой, но все же сказкой. Проза жизни берет свое.

Текст: Даниил Коряк

Вам понравится

Оставьте комментарий