Ультранасилие в стиле вестерн

Если твои принципы привели к такому концу, какой от них был прок?

Жанр вестерна на первый взгляд кажется абсолютно банальной и заезженной темой. Отпетые мошенники, бравые герои, перестрелки и погони, а в конце хэппи-энд – хорошие побеждают плохих. Однако фильм братьев Коэнов и одноименная книга Кормака Маккарти «Старикам тут не место» буквально выворачивают наизнанку жанр и дают ему новую жизнь.

Кормак Маккарти – признанный мастер жестких, брутальных, бескомпромиссных вестернов в современных декорациях. Забудьте о спагетти-вестернах, где бравый Клинт Иствуд выпускает бесконечную обойму в своих врагов и обязательно пободает. В новом жанре «антивестерна» (вспомним «Мертвеца» Джима Джармуша) нет непобедимых ковбоев, воодушевляющей музыки Эннио Морриконе и придурковатых преступников, обреченных на поражение.

Читая книгу Маккарти или смотря фильм Коэнов, вы погружаетесь в мрачное, хмурое повествование, где каждая новая страница или кадр могут шокировать или лишить сна.

«Старикам тут не место» — один из немногих случаев, когда фильм почти полностью повторяет книгу. Даже синтаксическая особенность книги (в ней полностью отсутствуют запятые) находит отражение в фильме. Медленный, местами затянутый и вгоняющий в депрессию ход фильма полностью соотносится с духом книги.

Зачем нужны запятые, кавычки и тире в мире, где есть такие, как Антон Чигур (в фильме данную роль блестяще исполнил Хавьер Бардем)? В этом мире нет правил или кодексов чести. Принципы, как и правила пунктуации просто не нужны. Значение имеют лишь деньги, власть и всепоглощающее насилие, сметающее на своем пути всех, кто чуть замешкался и не смог вовремя убраться с дороги. Все, что остается у читателя – скромные точки, чтобы хоть как-то передохнуть перед следующей порцией жестокости. У зрителей фильма нет даже такой возможности.

Братья Коэны

thr.ru

Главный персонаж как фильма, так и книги – Льюэллин Мосс (Джош Бролин), охотник-одиночка, зритель достаточно мало знает о его личности, но сопереживает и хочет, чтобы у него все кончилось хорошо. Ведь он хороший парень, который на свою голову находит чемодан с двумя миллионами проблем. Ведь из воды сухим не выйти.

Персонаж вечного шерифа Томми Ли Джонса – пожилой блюститель правопорядка, следующей по пятам за кошкой и мышкой, Чигуром и Моссом. Но только вот сделать шериф ничего не может. Его время давно позади. Его принципы здесь не имеют никакого значения. И власти у него в жестоко-дивном новом мире нет. Он обречен пассивно наблюдать со стороны на происходящие события. Ведь он слишком стар для этого дерьма.

magazin.aktualne.cz

Главный же на этом празднике брутализма – Антон Чигур, появляющиеся из ниоткуда и бредущий в никуда. Чигур – это символ всего зла, насилия и бесчеловечности существующего в нашем мире. Чигур — это хаос, случайность и непредсказуемость (жизнь зависит от орла или решки) – все, чего мы так боимся в нашем рациональном и идеальном мире. Чигуру не нужны деньги, доставшиеся Моссу. Ему нужно лишь получить удовольствие от процесса погони и исполнить то ради чего предназначена его жизнь – убийство.

В «Хорошем, плохом, злом» Сердже Леоне в завершении фильма все трое главных персонажей оказываются вместе в одном кадре. В фильме же братьев Коэнов этого не происходит. Даже двое из трех действующих лиц ни разу не окажутся в одном кадре за весь фильм. Ведь они просто несовместимы друг с другом, обреченные играть в вечные кошки-мышки.

Пожалуй, Маккарти и Коэном удалось достаточно нестандартно подойти к проблеме конфликта поколений (вспоминаем школьные уроки литературы), упаковав его в обложку и пленку вестерна-триллера. Безусловно многим может показаться, что в «Стариках…» происходит только насилие ради насилия. Но если перевести взгляд с экрана или страниц книги на реальный мир, то мы увидим, что это насилие повсеместно и в таком случае, все вокруг – это насилие ради насилия.

В конце концов, важно помнить одно: кто бы ты ни был, и к какому поколению ни относился, необходимо иметь принципы и правила в жизни, которым ты следуешь. Иначе жизнь сыграет с тобой в «орел или решка».

Текст: Левон Арутюнян

Вам понравится

Оставьте комментарий