Классика для школьников: читать или не читать?

О том, интересна ли современным молодым людям нетленная русская классика, и о том, что делать, если нет.

Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов, Владимир Короленко… Если вы узнали хоть одно из этих имен, ваше обучение в школе или вузе не прошло даром. Но одно дело узнать имя, а другое – прочитать хоть пару произведений, проникнуться персонажами, слогом и идеями, и гордо сказать, прижав к груди толстенький томик:

«Я люблю классику».

Однако ситуация с отношением к классике не самая радужная. Чаще всего молодые люди при ее упоминании брезгливо плюются и жалуются на скуку от прочтения каких-нибудь  «Братьев Карамазовых». И этому есть одно простое объяснение: всех этих авторов обычно читают школьники. Правильно ли это? Вы спросите: «Но когда же еще читать классиков? Детей же нужно образовывать!», и будете правы. Но одно дело читать «Каренину» в школе, не испытав и половины описанных там чувств и ничего не поняв, и совсем другое – вернуться к ней спустя годы, лет эдак в двадцать, и перечитать с совершенно другим сознанием и восприятием.

Сложный слог, мир «взрослых» людей и их проблем, исторические общественно-политические отсылки – все это пугает и отталкивает юные умы от классики, ведь эти произведения в основном писались авторами в сознательном возрасте. Чем старше читатель, тем лучше он поймет контекст, лучше прочувствует персонажей и их мотивы и лучше прочитает в произведении автора.

Как сделать так, чтобы классика не вызывала у них зевоту, а наоборот, затягивала и прививала ценности?

Невозможно воспринимать литературу в отрыве от истории. И не просто в контексте «произведение было написано тогда-то и тогда-то, автор думал так-то и так-то». Нужно давать детям полную картину общественной жизни, делать экскурс в историю гораздо глубже. Всегда приятнее читать, когда ты понимаешь, чем мотивировано то или иное действие персонажей, почему на него именно так реагировало или не реагировало общество.

Иллюстрация к повести Горького “Старуха Изергиль”

Марина Орлова

Вернемся ненадолго к возрастному барьеру между читателем и произведением. Решить эту проблему немного сложнее, чем перестроить уроки истории в школе. «Но ведь никто же не дает детям в пятом классе «Войну и Мир»! Что ты предлагаешь?» — спросите вы. Нужно заинтересовывать детей литературными произведениями немного в другом ключе, упростить для них понимание сложных вещей. И это не означает упростить все, что только можно. Например, одна моя подруга рисует комиксы на сюжеты литературных произведений, и я честно скажу, что так читать действительно интересно. Особенно, если иллюстрации выглядят качественно.

Подведем итоги. Да, классическая литература уже не так популярна у подростков. Но все еще можно изменить, подать и рассказать даже взрослым людям о знакомых со школы произведениях так, чтобы им захотелось открыть книгу и начать все сначала. Многие мои друзья, те, кто в школе скучал на уроках литературы, сейчас с удовольствием открывают для себя то, что оставили еще в школе, подходят к этим романам и повестям с новым опытом. Нельзя сказать, что классическая литература совершенно не популярна среди молодых читателей. Но повышать ее популярность можно и нужно, и в наших силах сделать так, чтобы культовые произведения не были отодвинуты на задворки истории.

Текст: Мария Ковалева

Вам понравится

Оставьте комментарий